Историкам знакомо немало биографических историй, где люди одинаково талантливо проявляли себя в различных направлениях искусства. Для России одним из таких персонажей выступает известный поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Всесторонне развитая личность
Личностный портрет Лермонтова невозможно составить, не подчеркнув одаренность, которой его наградила природа. У Михаила Юрьевича были на редкость хороший музыкальный слух и склонность к игре на инструменте. Он мастерски исполнял партии на скрипке, рояле, пел и даже, по некоторым данным, сочинял музыку. Однако, если перечисленные выше навыки поэт использовал лишь себе в удовольствие, то его художественные эксперименты выдавали в нем талантливого живописца.
Имеются сведения, что Лермонтову легко давалось решение сложных математических задач, а также он слыл успешным шахматистом. В числе его преимуществ значится владение несколькими зарубежными языками, а также начитанность и грамотность. Он добился мировой известности благодаря своему поэтическому вкладу в историю культуры. Этот молодой гений (он умер в возрасте 27 лет) так отчаянно стремился создать что-нибудь столь же литературно ценное, как А. С. Пушкин, что упорно трудился и в конечном итоге оставил после себя непоколебимое наследие в виде стихотворений, поэм и картин.
Лермонтов-художник
Традиционное дворянское воспитание предусматривало всесторонне образование, в том числе и обучение рисунку. Конечно, это не означало, что все ученики непременно становились художниками. Многим была уготована участь стать дилетантами на этом поприще, но не Лермонтову.
Сохранившиеся в архивах рисунки поэта указывают на его уверенное владение техникой карандашного рисунка и композиционное чутье. Портрет Лермонтова карандашом мог мастерски передать все эмоции человека, не отклоняясь при этом от канонов классической графики.
В своих первых художественных экспериментах Михаил Юрьевич обращается к тематике Испанской революции. На его полотнах встречаются драматизм и присущий юношам его возраста романтизм, чувствуется приверженность художника к идеалам свободной личности. Параллельно с живописью Лермонтов неустанно работает в литературном жанре. Так, в 1830 году появляется поэма «Испанцы», которую автор самостоятельно проиллюстрировал, а уже к 1833 году из-под кисти поэта выходит первая известная и фундаментальная художественная работа «Портрет герцога Лемы». Интересно, что прототипом для этого персонажа стал легендарный предок поэта, и при пристальном рассмотрении можно отметить, что его изображение походит на портрет Лермонтова.
Следует отметить, что Михаил Юрьевич владел акварельной техникой, а также недурно писал маслом. Его художественная стилистика напоминает романтизм. За свой недолгий творческий пусть он самостоятельно проиллюстрировал множество своих произведений, в том числе и знаменитое стихотворение «Парус».
Портрет Лермонтова
Если в более юные годы жизни Михаил Юрьевич тяготел к пейзажной живописи и графическим зарисовкам, то в более зрелом возрасте его внимание стала привлекать портретная живопись. В большинстве случаев он изображал своих знакомых. Среди наиболее значимых полотен Лермонтова являются портрет Муравьева, Кикина и Столыпина (последние написаны акварелью).
В истории художественных поисков Лермонтова большое значение играет его автопортрет, датированный 1837 годом. Стоит отметить, что художник несколько романтизировал свой образ, изобразив себя в виде воина на фоне Кавказских гор. Однако подобная композиция не лишена исторического смысла, так как он нес офицерскую службу и участвовал в битве против горцев (1840 г.). Эти события наложили отпечаток на творческую манеру художника. Зарисовки обрели динамику: портрет Лермонтова карандашом наполнился витиеватыми штрихами, словно автор торопился зафиксировать изображение.
Известные изображения Лермонтова
Среди выдающихся деятелей России, пожалуй, самую короткую и насыщенную жизнь прожил Лермонтов. Портреты, фото которых будто изображают абсолютно разных людей, сохранились по наши дни лишь в количестве 15 штук, что увеличивает их ценность и при этом указывает на высокую популярность Михаила Юрьевича в художественных кругах.
С учетом того, что жизнь поэта оборвалась в возрасте 27 лет, претерпеть существенные внешние изменения он попросту не мог. Очевидно, что, по задумке художников, каждый портрет Лермонтова М. Ю. преследует цель зафиксировать многогранный внутренний мир поэта, а не его внешний облик. Например, одна из картин с изображением Михаила Юрьевича показывает его в период до сражения с горцами, в то время как А. И. Клюднер отобразил на своем полотне душевное состояние поэта после.Существует множество изображений, где изображен Лермонтов (портреты, фото), но наиболее ценные из них принадлежат кисти Ф. О. Будкина, П. Е. Заболотскому, А. И. Клюндеру. Единственное изображение, на котором поэт предстает перед зрителем в детские годы, принадлежит руке крепостного, который выполнил работу по заказу бабушки мальчика. Последний прижизненный портрет Лермонтова М. Ю. написан К. А. Горбуновым и выполнен акварелью.
Молодой гений
Ни один портрет Лермонтова не смог передать всю грандиозность его натуры. Вся его жизнь пролетела в одно мгновенье, и невзирая на, это он, словно Байрон, сумел воплотить в себе весь романтизм трагически скончавшейся гениальной личности.
Безусловно, сравнивая вклад Михаила Юрьевича в литературу и живопись, хочется отметить, что он не успел досконально овладеть техникой художественной передачи. Однако никто не сможет отрицать, что жизнь юноши оборвалась несправедливо рано, и вполне может быть, что он успел бы развить свой талант до более значимых высот.
На сегодняшний день его художественное наследие насчитывает 13 масляных полотен, 44 акварельные работы, 4 сотни графических зарисовок, которые хранятся в национальных музеях России, Государственной библиотеке, а также за рубежом.