Асессор – это человек, выполняющий по заданию разработчиков поисковика оценку того, насколько соответствует запросу найденный документ. Чаще всего асессоры не знакомы с информационным поиском профессионально. Их квалификация приближается к знаниям средних пользователей сети Интернет. Одним из первых труд асессоров начал использовать Google в 2003 году. Асессоры "Яндекса" появились в 2006 году.
Порядок работы асессора
Вначале происходит автоматический поиск, и поисковая машина формирует последовательность сайтов по их релевантности, рассчитанной роботом. Затем асессор, который может в этот момент располагаться в любом месте земного шара, пользуясь специальной программой и обычной логикой, производит оценку полученного результата. Шкала оценок разрабатывается каждой поисковой системой самостоятельно. Она чаще всего содержит шесть и более пунктов. Работа асессоров отличается погрешностью примерно 5 %.
Итог своей деятельности асессор отсылает в штаб поисковика, где на базе совместного анализа данных поискового робота и информации асессора вычисляется итоговый рейтинг документа. Результат, которого помогает достичь асессор, - это существенное повышение объективности оценки документов, исключение из рейтинга ресурсов, ошибочно включенных в рейтинг-лист на основании формальных признаков.
У всех поисковиков имеется собственный штат асессоров, который подвергает постоянной ротации. Самый подходящий асессор – это пользователь, имеющий средний уровень владения Интернетом. Цель работы, которую он выполняет, - улучшение функционирования поисковых систем с тем, чтобы они максимально точно отвечали на вопросы пользователя.
Асессоры, оценивающие результаты поиска, выполняют задания. Их содержание — ключевое слово, ссылка и инструкция по оценке соответствия ссылки заданному слову. Заданное слово по инструкции, которой должен придерживаться асессор, — это действие вида «перейти», «сделать» или «узнать».Асессор должен принять решение, соответствует ли ключевое слово определенному действию, предпринимаемому пользователем (совершение покупки, просмотр фильма, прослушивание музыки) или каким-то данным, которые его интересуют.
Виды оценок асессора в "Яндексе"
Асессоры "Яндекса" дают последовательно два вида оценок:
1. Предварительная оценка. Относится ли данный документ к порнографии и не содержит ли вредоносного кода. Если ответ «да», то оценивание документа прекращается.
2. Оценка релевантности (соответствия). Эта оценка носит неколичественный характер. Свою оценку асессор дает путем отнесения документа к какой-либо категории:
- «Витальный» – если это официальный сайт или официальный ответ на вопрос.
- «Полезный» – документ, содержащий данные, которые в точности соответствуют поисковому запросу.
- «Релевантный+» – документ, отвечающий поисковому запросу.
- «Релевантный-» – документ, не вполне точно отвечающий поисковому запросу.
- «Нерелевантный» – документ, не соответствующий поисковому запросу.
- «Спам» – документ с признаками черной оптимизации (попытки обмана поисковой системы).
- «Не про то» – категория, которая призвана отделить похожие для робота, но в корне различные для человека понятия. Так, на поисковый запрос «Лев Толстой» поисковая система не должна выдавать в качестве результатов документы про полных людей и животных.
Значение асессорских оценок
Работа асессоров помогает в оценке степени точности поиска и обучении поискового робота. Оказать влияние на позиции, занимаемые конкретным сайтом, асессоры не в состоянии.
Асессоры сайтов в своей работе руководствуются четкой инструкцией. Она стала довольно большим и сложным документом и постоянно пополняется новыми требованиями.