"Я получил хорошую оценку", "Совсем отметки испортились!" - в этих выражениях и в разговорной речи слова "оценка" и "отметка" часто используются как абсолютные синонимы, но правильно ли это? Каковы критерии их выставления в разных сферах, в чем разница между ними, каких они бывают видов и что или кого можно оценивать - обо всем этом будет рассказано ниже.
Обратимся к словарю
Слово "отметка" имеет несколько значений, схожих между собой лишь в том, что речь в них идет об определении ценности того или иного явления по какому-либо параметру. Основных трактовок словарная статья дает три:
- непосредственно процесс оценивания, определения параметров качества и количества чего-либо;
- какое-либо мнение, отзыв или суждение о чем-либо или о ком-либо;
- отметка, которую выставляют учащимся в учебных заведениях.
Как можно увидеть, в последнем случае слова "оценка" и "отметка" становятся синонимами, особенно в сфере образования, пересекаются в своих значениях, но все же у них есть некоторые различия, о которых будет сказано чуть ниже. Основные же значения слова "отметка" таковы:
- знак, указывающий на что-либо, или процесс постановки таких знаков;
- регистрирующая что-либо запись;
- некое условное обозначение знаний и/или поведения учащегося;
- обозначение с помощью цифр высоты какого-либо объекта по отношению к уровню моря или другой точке, принятой за точку отсчета.
Отметки и оценки в классе
Вопреки частому использованию понятий "оценка" и "отметка", даже в школьной жизни между ними есть существенная разница. Отметка - это показатель результативности учащегося относительно какого-либо идеала, выраженное в цифрах или баллах. В это же время оценка - это показатель результативности учащегося, его роста относительно своих показателей в начале текущего этапа обучения.
Последняя является более широкой и точной характеристикой знаний учащегося, поскольку зачастую включает в себя также и некоторые рекомендации, которые могут быть полезны. Перевод же результатов оценивания в баллы сильно сужает их значение и содержание, более того, может превратить процесс обучения в погоню за отметкой ради самой отметки.
Как провести оценку деятельности?
В случае с деятельностью оценка - это достаточно формальная процедура оценивания деятельности того или иного сотрудника, чаще всего связанная со сбором информации о том, насколько успешно он выполняет поставленные перед ним задачи. При этом оценивание идет как в сравнении с результатами других людей, так и в сравнении с собственными результатами сотрудника в прошлом. В данном случае оценка деятельности, также называемая оценкой труда, - это процесс многосторонний. При ней учитываются как результативность деятельности, так и дисциплинированность сотрудника, его репутация и их влияние на общую успешность работы.
Что такое оценка условий, в которых проходит трудовая деятельность?
По каким параметрам выводится данная позиция? В разговоре об условиях труда оценка - это комплекс мероприятий, задачей которых является выявление вредных и/или опасных факторов среды, в которой происходит трудовая деятельность, соотнесение их с установленными нормами и определение того, как они влияют на здоровье сотрудников и успешность их деятельности. Такая оценка включает в себя несколько этапов:
- выявление опасностей на рабочих местах;
- оценка того, насколько условия на рабочих местах соответствуют требованиям охраны труда;
- мониторинг ситуации на местах с опасными и/или вредными условиями труда;
- установление для работников с опасными и/или вредными условиями труда специальных гарантий и выплата предусмотренных законом компенсаций.
В качестве примеров предприятий, где такие проверки проводятся гораздо чаще, можно назвать атомные электростанции, заводы и фабрики, связанные с химической промышленностью, шахты и буровые установки.
Что такое оценка художественных произведений?
Достаточно часто оцениванию подвергаются не только явления, имеющие прикладную значимость, но и явления культурные. Например, художественные произведения регулярно подвергаются оценке. В данном случае, оценка - это определение того, насколько произведение соответствует определенным критериям, заданным заранее. Здесь можно выделить две системы координат: современную, включающую в себя исключительно критерий инновационности произведения, его новизну, и традиционную систему, включающую в себя сразу несколько факторов:
- эстетический критерий, включающий в себя как представление о прекрасном и безобразном, так и критерий выразительности и невыразительности;
- гносеологический критерий, содержащий в себе такие пары, как "истинное - ложное", "понятное - непонятное", "разумное - неразумное";
- морально-этический критерий, оценивающий художественное произведение с точки зрения нравственности, нормальности, созидательности и деструктивности;
- эмоционально-оценочный критерий, самый субъективный из перечисленных, оценивающий произведение, например, с позиции того, насколько оно интересно для человека.
Подведение итогов
Подводя итог, можно сказать, что оценка - явление достаточно широкое, затрагивающее как производственные, так и культурные сферы нашей жизни. Более того, она достаточно часто является чем-то субъективным, хотя и ведется работа по созданию универсальных, абсолютно объективных критериев оценивания, которые свели бы к минимуму влияние человеческих эмоций на процесс оценивания того-или иного объекта, явления, поступка или события, их качества и влияния на те или иные области деятельности.