Мировая классика литературы безбрежна как море. И чем дальше ступает время своим твердым шагом, тем больше классиков возникает в памяти человечества. В эпоху Интернета и списков книг, которые распределены, согласно самым разнообразным критериям, наивно и самонадеянно писать о произведениях, хорошо всем известных. Поэтому речь пойдет о выдающихся писателях, но не слишком известных их произведениях. Компания будет странной: в нее попали один немец и два американца – мировые классики литературы. Список таков:
- Герман Гессе;
- Генри Миллер;
- Курт Воннегут.
Герман Гессе – автор не только «Игры в бисер», «Степного волка», «Сиддхартхи»
Когда человек слышит «Гессе», то ему на ум приходят три вышеуказанные произведения, уж два первых точно. Правда, есть и такие читатели, кто о нобелевском лауреате по литературе 1946 года и не слышал ничего, и это прискорбно, но поправимо. Так как муссирование в интернете сочинений про волка и игру всем уже порядком надоело, в статье предлагается не менее достойное, но не пользующееся большим спросом у массового читателя произведение. «Гердтруда» – это тоже совершенно точно мировая классика литературы, но почему-то ей не уделяется достаточного внимания со стороны общественности.
«Гертруда»
Роман о композиторе Куне, который оказался за бортом обычной жизни в одночасье: во время одной из загородных зимних прогулок со своими сокурсниками по консерватории он сел в сани с начинающей певицей Лидди и съехал с ней с очень крутого склона, но не справился с управлением и разбился. Лидди отделалась легким испугом и порезанной рукой (это была просто царапина), а Кун так неудачно сломал себе ногу, что остался хромым навсегда.
В романе интересно все, но прежде всего, процесс преображения Куна: его внутренние личностные переходы от ненависти к окружающим, до смирения, принятия себя и растворения в творчестве. Любовные мытарства главного героя и женщин, находящихся рядом с ним. Разумеется, проза Г. Гессе немыслима без музыкальных и философских интенций.
Курт Воннегут и его «Завтрак для чемпионов»
С «папой Куртом» (С. Кинг) та же история, что и с Гессе. Говорим «Воннегут» подразумеваем «Колыбель для кошки», «Бойню № 5» и, может быть, «Механическое пианино» (классика мировой литературы, список произведений вполне достойный). А меж тем Воннегут написал еще множество замечательнейших книг, на которые мало кто обращает внимание.
«Завтрак для чемпионов», даже несмотря на экранизацию с великим и могучим Брюсом Уилиссом, не стал культовым произведением в глазах почтенной, читающей публики.
Два героя по мере развития сюжета двигаются по направлению друг к другу. И в процессе этого движения с ними случаются самые разные приключения. Сказать по правде, сам сюжет книги у Воннегута не играет решающего значения, главное то, что обрамляет этот сюжет – неповторимый воннегутовский юмор: иногда, циничный, жесткий, но почти всегда содержащий в себе тайную, скрытую любовь к человеку. Сам К. Воннегут ставил «Завтраку…» 3 по 5-бальной шкале, т. е. эта было не самое любимое его сочинение собственного производства, и тем не менее это - мировая классика литературы, и она не должна пройти мимо читателя. Если кому-то интересно, то твердую пятерку К. Воннегут поставил себе за «Сирен…», «Мать-тьму», «Бойню…», «Колыбель…» и еще два-три произведения, а вот «Завтрак…» попал в немилость к своему создателю. Такие дела.
Информация об оценках взята из недавно вышедшей на русском языке книги К. Воннегута «Вербное воскресение».
«Неприличный» литературный классик Генри Миллер
Мировая классика литературы может быть представлена еще и таким писателем, которого в советсткое время читать, наверное, было бы просто неприлично. У большинства его произведений, как сейчас говорят, уровень допуска +18, а то и +21. Речь, конечно, идет о Генри Миллере. У него две основные трилогии: «Роза распятия» (она состоит из «Сексуса», «Плексуса», «Нексуса») и «Автобиографическая трилогия» («Черная весна», «Тропик Рака» и «Тропик Козерога»).
«Тропик Рака»
В принципе, можно было бы взять любое произведение Г. Миллера, и там было бы примерно то же самое, что и в «Тропике Рака»: минимум сюжета, максимум художественного и философского содержания. Многие книги Г. Миллера автобиографичны. Он без стеснения подробно рассказывает о своей сексуальной жизни. Когда его читаешь, то кажется, что действительно весь мир пропитан и пропах сексом, но все равно в романах Г. Миллера чувственные удовольствия - не альфа и омега повествования. Его произведения – это бездонный резервуар образов и мыслей. Конкретно «Тропик Рака» хорош своими возвышенно-низкими рассуждениями о женщине. Если кому-то интересна мировая классика литературы (лучшее), то, не сомневаясь даже одной секунды, можно назвать прозу Генри Миллера. Она не только увлекательна, пикантна и нескучна, но еще и прекрасно написана, а как известно, такие книги не могут навредить человеку. Это относится почти ко всем писателям из категории «Мировые классики литературы», список их до чрезвычайности обширен.
Правда, Г. Миллера читать лучше после 18 или 20 лет, но не из-за насыщенного эротизма, а потому, что многие его обороты мысли и стиля могут быть непонятны человеку младше 18 лет.
Таким образом, классика мировой литературы (список произведений, рекомендованный к прочтению после ознакомления с настоящей статьей) выглядит так:
- «Гертруда» (Г. Гессе).
- «Завтрак для чемпионов» (В. Воннегут).
- «Тропик Рака» (Г. Миллер).