Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» был впервые опубликован в 1936 году. Для советской вообще и российской в частности литературы подобного жанра это было крайне необычное произведение. Не сказка, не легенда, не былина. Сказ. Вещь слишком реалистичная и мрачная, чтобы восприниматься детской сказкой, и слишком мифологизированная, чтобы не претендовать на роль «серьезной литературы». Пожалуй, это был один из первых образцов российского фэнтези – просто тогда никто не знал этого слова. А ведь «Хроники Нарнии» были написаны много позднее!
Недетская сказка
Как бы то ни было, все же официально произведение Бажова – сказка. Хозяйка Медной горы, увы, не Аслан, хотя по степени яркости, оригинальности и самобытности она не уступает «зарубежным аналогам».
Это произведение традиционно относится к категории «литературы для детей», потому отношение к нему соответствующее. Максимум, на что может рассчитывать пытливый читатель – это небольшой перечень сносок и пояснений в конце книги, тезисная биография Бажова и, в качестве аннотации, краткое содержание. «Медной горы Хозяйка», между тем, заслуживает внимания не меньшего, чем, к примеру, «Алиса в Стране чудес» Кэрролла. Об английской литературной сказке сказано очень и очень много, ее текст практически разложен на молекулы и атомы. А ведь собственно сказки в «Алисе в Стране чудес» несоизмеримо больше, чем в довольно мрачных сказах Бажова.
Бытописатель Урала Бажов
Уральские сказы Бажова, по сути, не слишком-то богаты магией и прочим волшебством. Достаточно вспомнить краткое содержание. «Медной горы Хозяйка», как и другие произведения этого цикла, – весьма точное и скрупулезное описание быта, обычаев и традиций жителей дореволюционного Урала. Читая это произведение, можно много узнать о горном деле, о добыче малахита и самоцветов, о жизни крепостных рабочих и помещиков, об организации работ… А вот о мифах и верованиях тех мест – мало.
Сказка «Хозяйка Медной горы» в этом отношении довольно специфична. Потому что сама Хозяйка, как и другие мифические существа, появляется не так уж и часто. Она – проходной персонаж, который иногда возникает в тексте, чтобы совершить что-то очень важное и сюжетоопределяющее, но весьма краткосрочное. Это, по сути, Аннушка, которая разлила масло, определив тем самым судьбу других персонажей.Уральские сказы и мифология манси
Характеристика «Хозяйки Медной горы» будет неполной без упоминания того факта, что Гумешки – рудник, на котором и происходит большая часть событий книги – реально существующее место. Это одна из самых древних уральских медных выработок. Работы по добыче меди там велись еще в железном веке. Расположен этот рудник на территории современной Свердловской области – в регионе традиционного обитания племен манси.
Великая прародительница
Часто, опираясь на функциональные признаки персонажа, Хозяйку считают женской версией Шубина – духа, живущего в шахтах и покровительствующего шахтерам. Ну или, наоборот, карающего их, если чем-то прогневали владельца подземных недр. В определенном смысле так оно и есть – но это только половина правды. Потому что на самом деле характеристика Хозяйки Медной горы говорит о двойственности происхождения персонажа. Да, есть много общего с Шубиным. Но не только.
Калтась-Эква – персонаж мансийской мифологии. Это – богиня земли, верховное женское божество. Ее волосы сияют, они спускаются с небес до земли, и по одной из кос поднимается соболь, по другой спускается бобр. По ним персонажи мансийской мифологии могли путешествовать между мирами. Кстати, бесконечные золотые волосы… Был в одном из сказов такой персонаж – дочь Золотого Полоза. Вот это – практически описание ее волос, золотых и сияющих.
Горная женщина
Дело в том, что Калтась- Эква – не просто верховная женская богиня, праматерь всего сущего. Она, как это свойственно многих древним феминным божествам, триедина. Девушка, женщина и старуха. Рождение, жизнь и смерть. Если скандинавам был нужен образ Мирового древа, то манси воплотили единство всех трех миров в образе верховной богини. Она породила мир, она сама – мир, и она – конец мира.
В одном из мифов говорится о том, что после ссоры муж Калтась-Эква, верховный бог Нум-Торум, низверг свою супругу с небес. Поселилась она… конечно же, в горе. И стала зваться «Горная женщина».
Таким образом, даже поверхностная характеристика Хозяйки Медной горы удивительным образом напоминает эту мифическую прародительницу мира. Да, этот образ наложился на традиционные славянские верования, он преломился в сознании, оброс новыми деталями, но сущность осталась неизменной. Древняя могущественная покровительница, соединяющая в себе и образ юной прекрасной девушки, и любящей, но строгой матери, и той, что обрывает жизни, когда придет срок.Темное воплощение богини
Любая характеристика Хозяйки Медной горы отмечает, что этот персонаж довольно жесток. И не только по отношению к отрицательным персонажам. Да, она может помочь и защитить, но лучше все же с ней не сталкиваться. Даже те, кого Хозяйка облагодетельствовала, редко были впоследствии счастливы. Прикосновение к ней – словно невидимая печать, навсегда меняющая жизнь человека. И даже ее благоволение может принести много бед.
Дело в том, что «подземная» ипостась подобных богинь – это всегда только и исключительно темное начало. Не рождение и не жизнь, а именно смерть. Кстати, традиционно же языческие боги-властители царств мертвых были повелителями подземных богатств. И Аид, и Кощей ассоциировались с золотом и драгоценными камнями – ведь они так же приходят из-под земли. Поэтому у драгоценностей «дурная репутация» в мифологии, а вовсе не потому, что они пробуждают в людях алчность и зависть.Вот такая вот мифологическая подоплека у такого всем знакомого образа, как Медной горы Хозяйка. Характеристика Степана, с учетом всего вышесказанного, должна начинаться со слова «невезучий». Гостить в подземном царстве персонажа, являющегося, по сути, воплощением смерти… Вряд ли стоит ожидать, что жизнь будет долгой и счастливой. И не в каменном цветке тут дело.