Язычество - удивительный пласт культуры, сохранивший для нас образ жизни славян в дохристианский период. Давайте разберемся, какими представал мир в глазах наших предков.
Иерархия божеств по значимости
В пантеоне древних славян существовала четкая иерархия:
- Высшие божества - Род, Сварог, Перун. Они управляли природными стихиями и судьбами людей.
- Средние божества - Лада, Макошь, Даждьбог. Покровительствовали сферам ремесел и домашнего быта.
- Низшие духи - лешие, водяные, русалки. Населяли леса, реки, поля.
Особо почитались верховный бог Род - праотец всего сущего и громовержец Перун, олицетворявший небесную мощь.
Главные боги пантеона
Род представал в образе могучего старца с длинной седой бородой. Он творил мир из первичного хаоса, порождал других богов и людей. Ему приписывались функции подателя всех благ:
Род зачинал и порождал, вскармливал и растил, в обиду не давал никому и всему живому покровительствовал.
Важнейшим божеством был Сварог - олицетворение животворных сил Солнца. У славян он почитался как:
- Зимой - Коляда.
- Весной - Ярило.
- Летом - Даждьбог.
- Осенью - собственно Сварог.
Эти ипостаси Сварога помогали людям пережить суровые зимы и обеспечивали будущий урожай.
Не менее значимой фигурой была Лада - хранительница семейного очага, покровительница брака и любви. Ее теплые лучи озаряли каждый дом, принося в него достаток и счастье.
Боги стихий природы
Одним из самых почитаемых богов у славян был Перун - владыка грозы и бурь. Когда накапливались тучи и вспыхивали молнии, крестьяне творили молитвы Перуну, умилостивляя разгневанного бога. В его честь устраивали обрядовые пиры с жертвоприношениями.
Другим покровителем стихий выступал Велес - олицетворение земли, воды и растительности. Он повелевал ветрами, облаками, осадками, что было жизненно важно для земледельцев. По преданиям, Велес мог являться в обличье медведя, волка или змея. На лубочных картинках его изображали сидящим на древе жизни, окруженным зверями и птицами.
Также почиталась Девана - покровительница диких животных и охоты. Она бродила по лесам в сопровождении звериного воинства, оберегая их от бед.
Божества ремесел и промыслов
В повседневной жизни людей немаловажную роль играли так называемые «низшие» боги, отвечавшие за разные сферы быта и труда. Одной из самых почитаемых была Макошь - покровительница женского рукоделия.
Ей молились ткачихи и прядильщицы, ремесленницы и крестьянки - все занятые созидательным женским трудом. Поверье гласило: если Макошь поможет с пряжей и тканьем, то принесет в дом и благополучие.
Другим значимым божеством являлся Святобор - опекун лесных богатств и охотничьей добычи. В славянских скитаниях он является то в образе старца в богатырских доспехах, то диковинного зверя с рогами на голове и копытами вместо ног.
Даждьбог, как одно из воплощений Сварога, считался дарителем солнечного света и тепла. От него зависели плодородие нив, урожай хлебов, благоденствие сел и деревень. Каждую весну славяне чествовали Даждьбога с песнями и плясками, благодаря за щедрость.
Культ предков и родовые божества
Важное место в языческих верованиях занимал культ предков. Считалось, что души умерших продолжают обитать рядом с живыми, охраняя свой род и принося ему удачу.
Особо почитались легендарные прародители племен - такие как Берегиня, матерь всех славян. Ей поклонялись как воплощению женского начала, дающего жизнь новым поколениям людей.
Также олицетворением родовой памяти выступал Велес - хранитель "книг жития". Согласно верованиям, этот бог записывал судьбы людей и их благие деяния в священные скрижали.
Мифология и фольклор
Языческие боги становились героями устного народного творчества славян. О них слагали былины и сказания, которые передавались из поколения в поколение.
Так, в эпосе запечатлены подвиги богатырей - сынов Перуна Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Они сражались с драконами и колдунами, защищая русскую землю.
В сказках и легендах фигурируют русалки, лешие, домовые - как правило, добрые, но озорные существа. Помогая людям, они иногда подшучивают над ними.
Христианизация Руси
С принятием христианства языческие культы стали вытесняться церковью, однако полностью не исчезли. Многие языческие боги как бы "вошли" в православный пантеон, став святыми.
Например, Перун отождествлялся с пророком Ильей, побеждающим змея. А культ родовых божеств трансформировался в почитание семейных реликвий.
Постепенно черты языческих богов стирались в народной памяти. Но отдельные пережитки (обряды, поверья) сохраняются в сельской местности и поныне.
Влияние на культуру
Несмотря на вытеснение христианством, языческие верования оказали глубокое воздействие на все сферы культуры Древней Руси и формирование русского национального характера.
Это выразилось в фольклоре, литературе (былины, сказки), изобразительном искусстве, праздничных традициях, этических нормах и ценностях.
Так, по сей день в характере и поведении русского человека угадываются черты языческих богов - доброта Даждьбога, удаль Перуна, хитрость Велеса...
Языческое наследие в быте и традициях
Многие элементы славянского фольклора и обрядности имеют языческие корни. Например, традиция ряженья и гаданий на Ивана Купалу, сжигание чучела на Масленицу.
Почитание покровителей домашнего скота и урожая до сих пор бытует в деревнях. Некоторые крестьяне втайне приносят жертвы "дедам" - духам полей и лесов.
Языческое в народном календаре
Многие церковные праздники приурочены к датам былых языческих торжеств. Например, день Ивана Купалы совпадает с летним солнцестоянием по старому стилю.
Пасхальные обряды (крашеные яйца, пасхальный кулич) имеют аналоги в весенних празднествах в честь Ярилы.
Пережитки в быту
Магические обереги изображали языческих идолов или их символы. До сих пор бытуют поверья о домовых, леших, оборотнях.
Традиции гостеприимства и хлебосольства также уходят корнями в культ предков и почитание богов-покровителей домашнего очага.
Интерес к дохристианским верованиям
В современной России отмечается рост интереса к древнеславянскому духовному наследию.
Ряд общественных организаций выступают за возрождение ведической культуры, проводят научные изыскания, фестивали и праздники.
Однако попытки реанимации языческих культов сталкиваются с неприятием со стороны РПЦ и обвинениями в неоязычестве.