Битум нефтяной дорожный вязкий (ГОСТ)

Битум – широко используемый в строительстве материал, отличающийся превосходными гидрофобными и адгезивными свойствами. Применяется он в основном при асфальтировании автомобильных дорог. Также очень часто этот материал используют в качестве гидроизолятора при возведении зданий и сооружений. В этой статье во всех подробностях разберемся с тем, что такое битум, каковы его свойства и область применения.

Определение

Битумом называют плотное вязкое смолоподобное вещество черного цвета. Поставляется он обычно в кусках, которые перед использованием расплавляют при высоких температурах. Состав битум имеет очень сложный. Представляет он собой соединение углеводородной основы с ее производными, а также металлами, кислородом и азотом. Присутствуют в этом материале и разного рода гетероорганические соединения. В общем, состав битума настолько богатый, что идентификация всех его составляющих попросту невозможна.

битум нефтяной дорожный

Как производится

Основным продуктом, используемым для приготовления битума, является нефть. Существует всего три основных способа производства этого материала:

  1. Концентрирование остатков нефти путем вакуумной перегонки. Конечный продукт отличается мягкостью и легкоплавкостью. По этой методике битумы получают из высокосмолистой (сернистой) нефти.
  2. Окислением гудрона (нефтяной остаток) путем продувки его кислородом при температуре +180...+300 градусов. При таком способе получается термостабильный эластичный материал.
  3. Смешивание остаточных и окисленных нефтяных продуктов с дистиллятами.

Естественный битум

Чаще всего этот материал производится именно искусственно по описанным выше трем технологиям. Однако существует и естественный битум, характеристики и применение которого примерно такие же, как и у обычного. Залегает он в природе на нефтяных месторождениях и образует своеобразные линзы. В чистом виде естественный битум практически не встречается. Чаще всего он пропитывает какой-нибудь осадочный слой. Обычно это такие породы, как песчаник или известняк. В этом случае чистый естественный битум получают, предварительно размолов камни. Иногда такую асфальтную породу просто тщательно перетирают и применяют в дорожном строительстве.

что такое битум каковы его свойства и область применения

Виды битума по сфере использования

По области применения этот материал разделяется на четыре большие группы:

  • Строительный битум. Используется для гидроизоляции стен, фундаментов, погруженных в землю деревянных конструкций и т. д.
  • Кровельный. Применяется для защиты от влаги крыш жилых, производственных и общественных зданий.
  • Битум нефтяной дорожный. Самый распространенный вариант, используемый для приготовления асфальтов.
  • Изоляционный. Применяется для защиты от влаги и коррозии металлических трубопроводов.

Дорожный битум

При строительстве автомобильных трасс этот гидрофобный материал используется чаще всего. Существует два основных вида дорожного битума:

  • Вязкий. Получают из нефти.
  • Жидкий. Эту разновидность изготавливают из вязкого битума. В качестве разжижителя при этом применяются нефтепродукты.

Вязкий битум нефтяной дорожный используется при строительстве магистралей в теплое время года. Жидкий материал применяют в холодную пору. Вязкий битум перед укладкой разогревают до температуры плавления. Жидкий материал может использоваться как в холодном виде, так и в подогретом. Через некоторое время после укладки из-за окислительных процессов такой битум загустевает и дает плотную, влагонепроницаемую эластичную пленку.

битум характеристики и применение

На какие характеристики стоит обращать внимание при покупке

Существует всего три основных параметра, по которым можно определить качество битума:

  • показатель температуры размягчения;
  • дуктильность (степень тягучести битумной нити);
  • пенетрация (вязкость).

Последний показатель определяется путем погружения в битум иглы или конуса при определенной температуре.

Маркировка

Узнать о том, какой битум для какого типа работ предназначен, очень несложно. Для этого нужно посмотреть на маркировку.

  • Строительный битум помечается буквами БН.
  • Дорожный – БН или БНД.
  • Кровельный – БНК.

После букв в маркировке идут две цифры через косой слеш. Первое число указывает на температуру размягчения, второе – на степень вязкости. Последняя определяется путем погружения в битум иглы при температуре 25 оС.

битум нефтяной дорожный мг130 200

Марки вязкого дорожного битума

Как уже упоминалось, такой материал поставляется в кусках или в бочках. При асфальтировании используется БН (нефтяной) и БНД (битум нефтяной дорожный). По ГОСТу выпускается всего десять видов этого материала (БДН от 200/300 до 40/60, БН от 200/300 до 60/90).

Жидкий дорожный битум

Этот материал маркируется отдельно. Существует всего две его разновидности:

  1. СГ – густеющий со средней скоростью.
  2. МГ – густеющий медленно. Данную разновидность используют в дорожном строительстве во II-V климатических зонах.

После букв в этом случае также идут две цифры через слеш, обозначающие допустимый диапазон дуктильности (при температуре 60 оС с отверстием 5 мм по вискозиметру).

При покупке партии нужно проверять сертификат (паспорт) на битум нефтяной дорожный жидкий. Марка СГ, точно так же как и МГ, БДН и БН, должна соответствовать ГОСТу+. О том, что представляет собой этот документ, поговорим чуть ниже.

Техника безопасности при работе с битумами

При использовании этого материала следует быть достаточно осторожным. Битум способен воспламеняться. Пожароопасность той или иной марки определяется таким показателем, как температура вспышки. У вязких строительных, дорожных, кровельных и изоляционных битумов она выше, у жидких – ниже. Поэтому при работе с последними следует быть особенно аккуратным.

Помимо всего прочего, при выполнении операций, связанных с нанесением, хранением, перевозкой и т. д. битума по правилам производственной безопасности положено надевать спецодежду. Это предохраняет работника от попадения на кожу разогретых, трудносмываемых капель.

битум нефтяной дорожный жидкий мг паспорт качества

Паспорт качества битума

Реализуемый предприятиями битум должен соответствовать нормативам ГОСТ 2245-90. Однако сегодня многие компании выпускают продукцию этого вида с улучшенными характеристиками. Поэтому к битумам той или иной новой марки прилагаются специальные, заверенные начальниками лабораторий сертификаты, называемые также паспортами. В них указываются такие параметры, как пенетрация, дуктильность, температура размягчения продукта и т. д.

Выдается такой документ не только на вязкий, но и на битум нефтяной дорожный жидкий МГ. Паспорт качества является гарантией соответствия характеристик материала заявленным производителем. На документе в обязательном порядке проставляется печать предприятия.

битум нефтяной дорожный 90 10 производители

Конечно же, должен иметься паспорт на битум жидкий нефтяной дорожный СГ, а также на кровельный и изоляционный. К новым маркам этого материала можно отнести, к примеру, БНД-У и Евро БВ. В отношении них нормативы качества определяются не ГОСТом, а ТУ и СТО. При производстве Евро БВ учитывается также требования евростандарта EN 12591.

Самые распространенные марки

В строительстве чаще всего используется битум нефтяной дорожный 90/10. Производители выпускают и реализуют его в огромных количествах С его помощью гидроизолируют фундаменты, подземные части деревянных опорных конструкций, межпанельные швы, подвалы и стены. От другой достаточно популярной марки, БН 70/30, его отличает более высокая температура плавления. Это расширяет сферу его использования, поскольку пленка, даваемая им, способна выдерживать большую температуру нагрева.

битум нефтяной дорожный

При строительстве автомобильных магистралей часто используется битум нефтяной дорожный МГ130/200. Применяют его обычно в тех регионах, где температура воздуха зимой не опускается ниже 20 оС. Этот материал образует надежное и очень ровное дорожное полотно.

Далее представляем вниманию читателя таблицу с основными характеристиками (по ГОСТу) этих двух разновидностей битумов.

БН 90/10

МГ 130/200

Температура размягчения (оС)

90-105

Остатка после испарения разжижителя - 30

Температура вспышки

240

110

Дуктильность

При температуре 25 оС 1 см

131-200 при 60 оС и диаметре отверстий 5 мм

Пенетрация

При температуре 25 оС - 5-20

-

Количество испарившегося разжижителя

-

Не менее 5%

Битум нефтяной дорожный, строительный и кровельный – материал, на рынке необыкновенно востребованный. Выпускает его сегодня множество компаний. Поэтому выбрать качественный продукт будет совершенно несложно. Главное – обратить внимание на маркировку и купить наиболее подходящий в данном конкретном случае вариант.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.