«Может быть, стоит начать с умной цитаты? В этом случае вы застрахованы от неудачи», - утверждает Шахиджанян Владимир Владимирович. Вернее, это один из первых его советов. Не лишено смысла, правда? Когда нам нужно выступить перед публикой или сделать какое-нибудь заявление, важно правильно начать. Это сразу располагает к говорящему слушателей, концентрирует их внимание и вызывает симпатию.
Разумеется, конечное впечатление зависит только от содержания и подачи вашей последующей речи. Однако правильное начало даст вам почувствовать уверенность в себе, укажет правильное направление и установит с аудиторией контакт. А это уже половина дела, ведь когда вы говорите свободно, у вас появляется чудесная возможность максимально эффективно донести свою мысль.
Немного об авторе
Советы Владимира Шахиджаняна пригодятся не только людям, которые активно выступают перед публикой, но также и всем, кто хочет хорошо говорить в любой жизненной ситуации – с родными, знакомыми, на учебе и в рабочем коллективе. Всегда есть место для положительных изменений.
Автор книги «Учимся говорить публично» – Владимир Шахиджанян, в свои 63 года продолжает совершенствоваться. Не смущаясь, он утверждает, что этот процесс может продолжаться бесконечно. Журналист и психолог, Шахиджанян по собственному опыту знает, как научиться говорить доступно и захватывающе. Научиться с нуля. В связи с трудными обстоятельствами своего детства (он рос в осажденном блокадном Ленинграде) он поздно начал говорить и заикался до 12 лет.
От заикания Шахиджанян избавился только к 19 годам, а застенчивость осталась. Но у него была тяга к публике, были мысли, которые требовали выражения, и он начал оттачивать свою речь, изучая книги по риторике, посещая курсы сценической речи. В своей жизни он был и журналистом, и режиссером, и радиоведущим, а в настоящее время преподает в МГУ спецсеминар по психологии журналистского творчества.
Главное – практика
Основное требование Владимира Шахиджаняна состоит в том, чтобы вы как ученик полностью доверились ему и практиковали все предложенные им этюды. Только в таком случае у вас появится значительный результат.
Метод Шахиджаняна при условии регулярного выполнения всех упражнений гарантирует улучшения, независимо от того, на каком уровне вы находитесь сейчас. Можно преодолеть застенчивость и робость перед скоплением людей, а можно научиться волновать целые массы.
В книге приведены упражнения для развития и оттачивания ораторских навыков. Кроме того, Владимир Шахиджанян настоятельно рекомендует параллельно заниматься с диктофоном, потому как ничто не показывает нам наши ошибки, как собственный взгляд со стороны.
Вы избавитесь от слов-паразитов
Владимир Шахиджанян научит вас разговаривать правильно, а его метод привьет чистую речь. Прозрачность речи во многом зависит от используемых нами средств. Нагромождение ненужных слов и словосочетаний, как густой кустарник в лесу, мешает слушателю пробираться сквозь ваши фразы, затрудняя восприятие. Когда в предложении много лишних слов и мало информации, аудитория автоматически расслабляется и перестает фокусировать внимание на выступлении. Это чревато потерей слушателями нити вашего рассказа, их выпадениям из времени и темпа, с которым вы ведете повествование.
Самые главные враги благополучного восприятия – это, конечно, слова-паразиты (равно как и междометия-паразиты). Они отражают вашу нервозность, бесконтрольность и неподготовленность, раздражая публику. В книге «Учимся говорить публично» Владимир Шахиджанян говорит также о том, что к лишним составляющим речи относятся не только слова-паразиты, но и слова, не несущие никакой стилистической или смысловой нагрузки. Поверьте, публика будет вам весьма благодарна, если вы не будете попусту тратить ее время и внимание на скучные переходы, ненужные извинения и неуместные комментарии.
Вы будете говорить по существу
Доводилось ли вам когда-нибудь уводить публику своими рассуждениями далеко в сторону от основного предмета? Углублялись ли вы в настолько тонкие и подробные детали обсуждаемой темы, что о них можно было бы написать отдельную книгу? Помогает ли это достижению желаемого результата во время вашего выступления? Конечно, нет. Такая демагогия свидетельствует о вашей несерьезности, неподготовленности и даже невежливости по отношению к аудитории. Шахиджанян Владимир Владимирович расскажет, как говорить по существу, и как наиболее ярко, четко и в то же время кратко излагать свои мысли.
Ваша речь станет эмоциональной и убедительной
Почему люди реагируют на одни и те же слова по-разному? Потому что эти слова были сказаны с разным эмоциональным посылом. Чтобы вызвать интерес, участие, вы должны во время своего выступления зажигать в людях соответствующие эмоции – будь то радость или скорбь. И чтобы добиться энтузиазма со стороны слушателей, вам нужно привносить эти эмоции в свою речь. Чем искреннее они будут, тем, конечно, лучше, но всегда ли у вас получается отразить даже свои самые искренние и натуральные чувства? Иногда они только сбивают нас с мысли. Сильные они или слабые – мы не можем быть уверены, насколько наша экспрессия соответствует настрою, если не имеем навыков контроля.
Владимир Шахиджанян также расскажет, как правильно преподносить материал для достижения вашей цели. Эмоциональная и интересная речь, хорошо изложенная, краткая и наполненная привлекающими внимание подробностями, тем не менее может не произвести ожидаемого вами результата. Потому что многим людям, которые с удовольствием могут слушать ваше хорошо поставленное выступление (по сути, не важно, подготовленное или импровизированное), свойственно тем не менее относиться ко всему с предубеждением и оставаться при своем мнении.
Для того чтобы зародить в них чувство единства и убедить в чем-либо или, что еще сложнее, разубедить или переубедить, вам потребуются специфические знания относительно человеческой психологии и умение ими пользоваться, а также мобильность, чтобы общаться с аудиторией на доступном ей языке. Владимир Шахиджанян в легкой и доступной форме рассказывает, как этого добиться.
Ваша речь станет доходчивой
Важно, чтобы речь была легко воспринимаемой слушателями. Для этого вы должны говорить на том же языке, что и люди, перед которыми вы выступаете. Это значит, что ваша речь не должна быть пресыщена неуместной терминологией. Или, наоборот, с публикой, которая ожидает от вас какой-то информации профессионального плана, вы должны придерживаться специфических понятий, которые наиболее кратким и полным путем описывают суть темы.