Смена поколений танков стала назревать в шестидесятых годах прошлого века. Выпускаемые машины уже не соответствовали идеям, материалам и возможностям, которые им могли придать конструкторы. В то же время ясного понимания облика нового танка, способного впитать в себя последние достижения технологий, ещё не сложилось.
Харьковский танк
История распорядилась таким образом, что первый танк нового поколения Т-64 появился из конструкторского бюро и завода, создавшего легендарный Т-34. Современная модификация под названием Т-64БМ "Булат" развивает потенциал, заложенный в первых моделях.
Первый в мире ОБТ
Новая машина, потомком которой стал украинский танк Т-64БМ "Булат", была поистине революционным прорывом. Она совмещала в единой системе не только достижения технологии, но и передовые конструкторские концепции. На танк устанавливался оппозитный двухтактный многотопливный двигатель. Впервые в мире серийный танк оснащался автоматом заряжания, что дало возможность отказаться от заряжающего и уменьшить до трёх человек экипаж. Передовое решение ходовой части создавало прекрасную плавность хода, что позволяло вести прицельный огонь сходу. Улучшенная пушка оснащалась оптическим дальномером, впоследствии заменённым на лазерный. Танк произвёл фурор в рядах потенциальных противников, вынудив их срочно создавать меры противодействия. После замены 115-миллиметрового орудия на мощное 125-миллиметровое, граница между средним и тяжёлым танком окончательно стёрлась. Поэтому Т-64 стал первым в мире основным боевым танком по классификации, которой он положил начало.
Советские модернизации
С первой серийной партии, выпущенной в 1968 году, танк постоянно модернизировался. Помимо смены калибра орудия, шли работы над усилением броневой защиты, совершенствованием ходовой части и приборного оснащения. К моменту прекращения существования СССР машина соответствовала всем современным требованиям. Достаточно вспомнить, что именно харьковские танки составляли основу советской военной группировки, развёрнутой на западе. В то же время сказывался ограниченный модернизационный потенциал, явившийся платой за достижение выдающихся результатов в снижении веса и размеров машины.
Украинский Булат
После распада СССР армия Украины располагала значительным числом Т-64 разных модификаций. Харьковский завод имени Малышева, на котором они создавались, имел все возможности для дальнейшего производства и модернизации. С учетом необходимости поддержания технического уровня тяжёлой боевой техники, была начата уже собственная программа модернизации, получившая название Т-64БМ "Булат". Инженерам предстояло решить множество сложных вопросов, связанных с особенностями машины. Малый вес танка являлся не только следствием удачной компоновки, но и экономии на запасе прочности элементов подвески. Это ограничивало возможности по усилению бронирования. Прорывной двигатель оказался весьма капризным и не очень надёжным. Преодоление множества проблем позволило развить всё лучшее в Т-64БМ "Булат" и избавиться от недостатков базовой модели.
Модернизация основных систем
Усиление бронезащиты являлось важнейшим требованием в процессе модернизации. Весовые ограничения, обусловленные характером подвески, требовали точного инженерного решения. Оно было найдено в виде созданной на Украине новейшей системы навесной динамической защиты "Нож". Сами разработчики уверены, что она является более совершенной, чем конкуренты. На Т-64БМ "Булат" установили новейшую 125-миллиметровую пушку с улучшенной системой наведения и стабилизации. Это значительно повысило точность огня, особенно при движении. Новые электроприводы вращения башни сократили время наведения на цель. Коренному усовершенствованию подвергся двигатель машины. Помимо увеличения удельной и общей мощности на 150 лошадиных сил, резко возросла его надёжность и ресурс.
Улучшение оборудования
В версии уделено повышенное внимание системам управления огнём, боевого управления и информированности о тактической обстановке. Усовершенствованный прицельный комплекс Т-64БМ "Булат" стабилизирован в двух плоскостях. Устанавливается новый лазерный дальномер с диапазоном работы до десяти километров, позволяющий также наводить управляемые противотанковые ракеты с полуактивной системой наведения. Появился улучшенный ночной прибор для наводчика. Для командира танка модернизирован прицельно-наблюдательный комплекс. Появилась возможность использовать тепловизоры, которыми машина не оснащается по финансовым соображениям.
"Булат" на фоне конкурентов
Важным результатом работы над машиной стала демонстрация способности украинских оружейников к самостоятельному развитию. Т-64БМ "Булат", характеристика которого не может быть негативной, следует признать крепким середнячком. Уступая по многим позициям более продвинутым модернизациям российских, германских и американских танков, он позволяет строить боеспособные и современные бронетанковые силы. Западным танкам "Булат" уступает по системам управления и информации. Несмотря на улучшение танкового орудия, показатели немецкой пушки выше. Проблемной остаётся ситуация с бронированием. Усилить бортовую броню достаточно эффективно не удалось, и в этом отношении танк сохраняет логику советского военного планирования, ориентирующуюся на массированное применение танков. В то же время он сохранил свои сильные стороны. Малый силуэт, низкая масса, высокая удельная мощность, дальнобойные противотанковые ракеты делают его опасным противником для "Абрамсов" и "Леопардов". Различия с российскими модернизациями Т-72 менее очевидны и кроются, скорее, в разнице самих платформ. Танк Уралвагонзавода имеет менее прогрессивную идеологию. Более надёжная ходовая часть российской машины позволяет проще относиться к проблемам бронирования. Но единого мнения по вопросу более совершенного решения не сложилось. Т-64БМ "Булат" на фоне основных конкурентов выглядит вполне достойно.
Боевое применение
Первое боевое крещение Т-64 принял в Афганистане. Выяснилось, что двигатель танка мало приспособлен к условиям высокогорья, и применять эту машину оказалось невозможно. СССР не экспортировал Т-64, используя его только в собственной армии, поэтому у танка нет такой насыщенной истории, как у Т-54 или Т-72. Однако развернувшиеся бои в районе Донбасса с применением всех видов оружия позволили оценить не только старые версии танка, но и Т-64БМ "Булат", последняя модернизация которого приняла у них участие. Потери танков со стороны Вооружённых сил Украины оказались неожиданно высокими. Может быть, частично это связано с тактикой и характером применения бронированных машин. Но часть потерь следует относить к определённой уязвимости танка. Настораживает несоразмерно большое число машин, уничтоженных из-за детонации карусельной боеукладки. Это может свидетельствовать о критически слабом бортовом бронировании. Несмотря на проведённые мероприятия, "Булат" также не продемонстрировал убедительного превосходства над старыми машинами. Потери его составили значительный процент парка. Расценивая опыт применения Т-64 в сложившихся условиях, следует признать, что танки не показали себя с лучшей стороны. Является это результатом неумелости командования или технических особенностей Т-64, предстоит разбираться специалистам.