Рулада – это импровизация? Или прописанный композитором мелизм? В вокальном искусстве рулада появилась несколько веков назад. Она являлась украшением мелодии и служила подтверждением виртуозности певца.
Что такое рулада?
Рулада – это итальянское слово. Оно уже несколько веков является известным музыкальным термином. Но и во французском языке встречается похожее слово с таким же переводом. Точное значение слова «рулада» – перекат, перелив.
Это быстрый, виртуозный пассаж. Он используется в пении, чаще всего в партии колоратурного сопрано. Такое украшение придает мелодии выразительность и указывает на профессионализм исполнителя.
Чаще всего вокалисты используют хроматические ходы в руладе. Гораздо реже можно услышать терцовые. Рулада обычно начинается от выдержанного, акцентированного звука.
Колоратурные партии
Италия всегда славилась своими виртуозными исполнителями, композиторами. Они стремились не только создать неповторимый музыкальный образ, но и показать свое мастерство. Так появилось понятие колоратура. Под этим термином подразумевается партия, которую можно украшать всевозможными мелизмами.
Развитие колоратуры началось в VII веке. А самый взлет ее пришелся на VIII столетие. Многие композиторы писали колоратурные партии. Но и исполнители иногда включали в импровизацию свои собственные пассажи. Так, итальянские примадонны устраивали целые соревнования в искусстве вокала. С помощью рулад они имели возможность показать богатство диапазона и продолжительность дыхания.
Рулада – это такой же мелизм, как группетто, трель, мордент, форшлаг. После освоения украшений вокалистами, пассажи появились и в инструментальной музыке.
Вагнеровское течение стало причиной тому, что в более поздних произведениях практически не используются рулады. Поэтому колоратурным певицам приходится придерживаться старого репертуара.
Композиторы и арии
Для итальянской музыки прошлых веков было характерно делать колоратуру самоцелью. Поэтому многие композиторы прописывали пассажи в партиях. Влияние итальянцев распространилось и на другие страны. Особенно яркими представителями колоратурного течения стали Дж. Россини, В.А. Моцарт, Дж. Верди, Р. Штраус.
Вот список некоторых известных колоратурных оперных партий, в которых можно встретить рулады:
- Дж. Пуччини «Богема» (Мюзета);
- Дж. Верди «Травиата» (Виолетта);
- Н. А. Римский-Корсаков «Золотой петушок» (Шемаханская царица);
- Дж. Россини «Севильский цирюльник» (Розина);
- В.А. Моцарт «Волшебная флейта» (Царица ночи).
В художественной литературе также можно найти упоминание о пассажах и музыкальных украшениях. Рулада… Это слово часто встречается в романе Жорж Санд «Консуэло». Примечательно, что в этом произведении автор повествует об итальянской опере, композиторах.
В последнее время музыканты редко используют руладу в серьезных сочинениях (симфониях, концертах). Тем не менее она все также популярна в современных вокальных, инструментальных миниатюрах.