Денежные средства налогоплательщиков, поступающие в государственный бюджет, в дальнейшем распределяются по целевым нуждам в пользу населения и общества в целом. Как организован процесс предоставления бюджетных ассигнований, мы и рассмотрим в статье ниже.
Классификация бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств – это определенная сумма денежных средств, выделенная правительственными органами на покрытие социальных выплат, а также расходов на благоустройство территорий в отведенный промежуток времени. Иными словами, те денежные средства, которые государство обязано реализовать на благо общества.
Лимиты бюджетных обязательств – это совокупная составляющая казначейских ассигнований. А последние классифицируются следующим образом:
- покрытие социальных потребностей населения;
- закупка товаров и услуг муниципального характера;
- инвестиции бюджетного характера негосударственным юридическим организациям;
- трансферты межбюджетного характера;
- оказание помощи представителям международного права в форме благотворительности;
- погашение долга муниципального характера;
- исполнение судебных решений, в которых государство РФ выступает в качестве ответчика относительно причиненного морального или физического ущерба.
Механизм распределения бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств – это предмет государственного имущества, поэтому к вопросу их распределения казначейство подходит комплексно и с высокой степенью ответственности.
Для начала осуществляется роспись потребностей высшим органом – Министерством финансов, после полученные данные доводятся до ведома казначейства. На протяжении трех последующих рабочих дней последнее делает рассылку уведомлений административным органам на местах. Такая же схема действует и при получении средств казначейством от Министерства финансов РФ.
В том случае, если на начало нового года бюджетная роспись по каким-либо причинам не была составлена, высший орган доводит до ведома окружных центров информацию по вышеописанному механизму. При этом в предоставленных Минфином данных должна быть ссылка периода, на который будет осуществлена отсрочка или уменьшение лимитов бюджетных обязательств, после чего производится отзыв заявленных ассигнований.
Блокировка бюджетных ассигнований
Иногда на этапе распределения перечислений осуществляется блокировка федеральным казначейством. Поскольку лимиты бюджетных обязательств – это показатель многоуровневый, то и уменьшить их вправе как Минфин, так и нижестоящий орган исполнительной власти.
Блокировка ассигнований возможна в том случае, если уполномоченные представители казначейства сомневаются в целесообразности выделенных денежных средств. Также лимиты бюджетных обязательств могут быть сокращены в том случае, если в текущем периоде наблюдается резкий спад поступлений в государственную казну от налогоплательщиков. Данное решение может быть принято любым членом исполнительной власти – как министром финансов, так и представителем из административного округа на местах.
Также лимиты бюджетных обязательств ежегодно блокируются в плановом режиме 31 декабря в связи с окончанием отчетного периода.
Функции казначейства
Поскольку федеральное казначейство – это главный распорядитель бюджетных средств, на его функционале мы остановимся несколько подробнее. Итак, полномочия данного органа включают в себя следующие:
- Доведение до административных распорядительных органов информации о росписи потенциальных расходов и об их лимитах.
- Учет лимитов бюджетных обязательств по кассовому исполнению
- Открытие банковских счетов, необходимых для исполнения росписи.
- Ведение общего распорядительного реестра.
- Свод статистики по бюджетным затратам.
- Предоставление всей необходимой запрашиваемой информации в Министерство финансов относительно расхода государственных обязательств за отчетный период.
- Составление прогнозов относительно лимитов будущих периодов.
- Постоянный контроль исполнения федерального бюджета местными административными органами.
- Ведение журнала заключенных государственных договоренностей, в которые вовлечены средства из казны.
- Защита национальной тайны.
В целом мы видим, что федеральное казначейство является ключевым органом, участвующим в исполнении государственных финансовых обязательств перед населением.
Роль казначейства в Российской Федерации
Главный распорядитель бюджетных средств в лице Государственного управления федерального казначейства был образован в 1992 году по указу президента РФ.
Организация вот уже на протяжении более двух десятков лет функционирует согласно ряду принципов:
- кассовое единство (на практике означает, что любые доходы и расходы проходят через официально зарегистрированные банковские счета);
- подведомственность – каждый орган административного управления получает ровно столько средств от казначейства, сколько предусмотрено лимитом;
- адресность, и это значит, что каждая сумма бюджетных ассигнований имеет четко обоснованное целевое использование;
- результативность – деятельность казначейства подлежит постоянному финансовому контроллингу;
- прозрачность – все бюджетные обязательства выделяются и осуществляются в открытом и обнародованном порядке.
Отчет о бюджетных обязательствах
Ежегодно к концу годового периода каждый получатель государственных ассигнований подготавливает отчет об использовании бюджетных средств.
После этого на протяжении полутора месяцев Счетная палата РФ подводит итоги прошедшего года и дает заключение: было ли превышение лимитов бюджетных обязательств или же нет.
Вывод уполномоченного органа содержит функциональную классификацию затрат, характеристику каждого целевого ассигнования, анализ состояния бюджетных ссуд и кредитов, предоставляемых государством инвестиций, а также обязательств, относящихся к казначейским гарантиям.
По результатам полученного заключения правительственная Дума РФ рассматривает его и принимает решение относительно либо его принятия, либо отклонения с последующими поправками.