Согласно официальной декларации за 2017 год, доход министра финансов Антона Силуанова составил 25,1 млн рублей. При этом министр только на 7 месте в своем ведомстве. Возникает вопрос, за что государство платит чиновникам такие деньги?
Структура Министерства финансов
В ведении Минфина РФ находится 5 основных подразделений:
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральное казначейство.
Следят и за таможенниками: как начисляются и взимаются платежи и пошлины, определяется стоимость товаров и транспортных средств.
Полномочия Министерства финансов
С точки зрения права, Минфин РФ относится к исполнительной власти. По сути, это главный казначей России, основная задача которого изыскать и правильно распределить имеющиеся ресурсы для выполнения обещаний законодательной власти.
Полномочия Минфина ограничены двумя функциями:
- Внесение в правительство РФ проектов Федеральных законов, нормативных актов за подписью президента РФ и других документов, по которым правительство должно принять решение.
- Принятие определенных нормативно-правовых актов: это отчет Минфина об использовании бюджетных и внебюджетных средств РФ, форма и порядок заполнения налоговых деклараций, и другие узкоспециализированные документы.
Сотрудники этого ведомства прорабатывают бюджетную политику и проводят финансовый аудит. Кроме того, в полномочиях Минфина:
- определять случаи, когда обязательно обеспечивать уплату таможенных взносов страховыми договорами;
- устанавливать максимальную сумму банковской гарантии и для каждого банка;
- определять процедуры и правила для включения организаций в реестр страховщиков.
Права сотрудников Минфина
Для исполнения своих полномочий, сотрудники Министерства:
- Запрашивают информацию в пределах компетенции Минфина.
- Самостоятельно учреждают знаки отличия и награждают ими своих работников.
- Привлекают сторонних специалистов для решения конкретных вопросов.
- Создают группы и комитеты для обсуждения конкретных проблем.
- Самостоятельно учреждают СМИ.
Тем не менее полномочия Минфина не распространяются на ограничение прав и свобод граждан, а также коммерческих и некоммерческих организаций.
Законодательная база для Министерства финансов
Руководящими документами для Министерства финансов являются:
- Конституция РФ;
- нормативные акты, подписанные Президентом РФ;
- закон о Минфине;
- внутренние инструкции.
Основные направления деятельности Министерства финансов в 2018 году
В последнем публичном докладе в числе приоритетных названы следующие направления деятельности Минфина.
- Обеспечение стабильности при непростом выходе из кризиса, изменение структуры экономики.
- Улучшение делового климата и развитие конкурентной среды за счет более эффективного управления доходами бюджета.
- Эффективное управление расходной частью бюджета.
- Обеспечение сбалансированного развития регионов.
Теперь рассмотрим каждое из них в трех плоскостях: основные задачи Минфина РФ, текущая ситуация и перспективы и результаты, которых само ведомство планирует добиться до конца 2018 года.
Обеспечение стабильности в непростых экономических условиях выхода из кризиса, изменение структуры экономики
Работу в этом направлении начинал еще бывший министр финансов Алексей Кудрин (на фото выше). В 2018 году поставлена амбициозная цель реализовать следующие задачи:
- оптимизировать формирование бюджета и политику в отношении налогов и сборов;
- подготовить федеральный бюджет на ближайшие 3 года;
- подготовить план по реформированию налоговой системы, с целью обеспечить стабильный рост экономики и создать условия для справедливой конкуренции.
Как обстоят дела сейчас и чего ждать в 2018 году?
В 2017 году для решения этих задач уже был принят ряд мер. Так, законодательно закрепили бюджетные правила, что создало предпосылки для снижения зависимости экономики от внешней конъюнктуры.
В полномочиях Минфина провести консолидацию бюджета и снизить первичный дефицит бюджета до 1 % ВВП.
В настоящее время экономика постепенно выходит из кризиса. Как говорит нынешний министр финансов Антон Силуанов (на фото ниже), мы стали сильнее и способны противостоять внешним шокам. На этот фундамент и опираются основные направления бюджетной политики Минфина.
Бюджет 2019–2021 годов учитывает последние рекомендации Минфина и предполагает снижение зависимости экономики от цен на нефть, повышение конкурентоспособности реального сектора и снижение зависимости от внешней конъюнктуры.
Планируется реформирование налоговой системы, которое позволит выйти на стабильный экономический рост. В настоящее время нет предпосылок для развития бизнеса в условиях справедливой конкуренции.
Эту ситуацию попытаются изменить за счет дополнительных налоговых стимулов. А средства на проведение реформы Министерство финансов предполагает взять из доходов бюджета.
Ожидаемые результаты на 2018 год:
- защитить экономику от влияния внешних факторов;
- обеспечить устойчивый и сбалансированный рост.
Улучшение условий для ведения бизнеса и развитие конкурентной среды за счет более эффективного управления доходами бюджета
На этом направлении перед Минфином поставлены следующие задачи:
- повысить эффективность управления доходами и предотвратить рост дебиторской задолженности;
- создать условия для сокращения теневой экономики и возвращения капиталов в Россию.
Текущее положение и перспективы
Внедрение новых технологий и формирование единого информационного пространства позволяют пополнить бюджет без увеличения налоговой нагрузки на население. Такая прозрачность создает условия для повышения привлекательности инвестиций и бизнеса. Но ситуация только начинает исправляться.
В 2018 году на этом направлении предстоит проделать большую работу. Запланирована реализация второго этапа программы, для чего необходимо создать единый механизм управления таможенными и налоговыми платежами.
А также продолжается формирование национальной системы прослеживаемости товаров на основании заполненных деклараций.
В 2017 году завершена инвентаризация накопленной дебиторской задолженности по страховым взносам. Реализован ряд мер по повышению собираемости зарплатных налогов. Благодаря этим мерам, примерно 70 % предприятий вышли из тени.
В 2018 предстоит сформировать нормативную базу для международного обмена информацией и борьбы с уклонением от налогов. Также на 2018 год намечено проведение второго этапа амнистии капитала. Это позволит вернуть в нашу экономику выведенные за границу средства, а также станет дополнительным стимулом для ведения бизнеса в России.
Как повысить эффективность сбора налогов?
Для повышения эффективности сбора налогов предполагается внедрение следующих мер:
- создание условий для «обеления» экономики;
- стимулирование добровольной и своевременной уплаты налогов и других сборов;
- создание условий для более эффективного взыскания;
- предотвращение формирования безнадежной задолженности.
Для реализации этих мер придется повысить ответственность аудиторских организаций и аудиторов, перейти на международные принципы обмена информацией между аудиторскими компаниями и налоговыми органами, а также адаптировать стандарты бухгалтерского учета к реалиям цифровой экономики.
Ожидаемые результаты на 2018 год:
- улучшить условия для справедливой конкуренции, сократить долю теневой экономики и повысить сумму собираемых налогов;
- повысить прозрачность и предсказуемость ведения бизнеса в РФ;
- вернуть выведенный за границу капитал в российскую экономику, повысить привлекательность ведения бизнеса в России;
- обеспечить надежность и доступность финансовой информации, повысить прозрачность формирования доходной части бюджета.
Эффективное управление расходной частью бюджета
В этом направлении перед Минфином поставлены следующие задачи:
- сформировать новую систему управления бюджетными расходами, сделать ее более эффективной за счет гибкости и комплексного подхода;
- увязать бюджет с государственной стратегией управления.
Какая работа предстоит?
Для повышения стратегической эффективности реализуются следующие меры:
- идет активная работа над программой повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах;
- разрабатываются стандарты и процедуры контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот;
- внедряется механизм социального заказа в ряде субъектов РФ.
Также ведется работа над повышением операционной эффективности:
- разрабатываются подходы и критерии эффективности расходов средств из бюджета;
- государственные закупки переводят в электронную форму;
- разрабатывается новая концепция слежения за расходованием бюджетных средств;
- обновляются критерии обоснования сметных расчетов;
- расширяется перечень случаев, когда средства из бюджета предоставляются «под фактическую необходимость».
Работают чиновники и над повышением контроля за бюджетными расходами:
- разрабатываются новые стандарты бухгалтерского учета в рамках федеральной программы на 2018 год;
- внедряется новая система слежения за качеством финансового менеджмента – будет проведена комплексная проверка Минфина: что проверяют аудиторы и как они это делают.
Ожидаемые результаты на 2018 год:
- усилить контроль за использованием бюджетных средств по целевому назначению;
- повысить качество оказания государственных услуг за счет развития справедливой конкуренции;
- повысить прозрачность и создать свободную конкуренцию в сфере государственных контрактов;
- сформировать реестр полномочий федеральных органов исполнительной власти;
- повысить качество финансового менеджмента;
- повысить эффективность и оперативность выполнения обязательств по расходам из бюджета.
Обеспечение сбалансированного развития регионов
На 2018 год перед Минфином поставлены следующие задачи:
- повысить предсказуемость объема средств, необходимых для поддержания регионов и выделяемых из внебюджетных средств;
- выровнять финансовые возможности регионов, снизить долговую нагрузку на субъекты РФ;
- подготовить предложения по донастройке института КГН (консолидированных групп налогоплательщиков).
Текущее положение и перспективы:
В 2017 году на этом направлении были приняты следующие меры:
- реструктуризована задолженность регионов по бюджетным кредитам;
- созданы условия для стабилизации и снижения долговой нагрузки.
В 2018 году предстоит продолжить работу в этом направлении и внедрить следующие меры:
- повышение эффективности и прозрачности целевых межбюджетных трансфертов;
- закрепление нормативов на содержание органов государственной власти;
- уменьшение регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти и местного самоуправления;
- ужесточение контроля за программой финансового оздоровления субъектов РФ с высоким уровнем долговой нагрузки;
- проведение комплексного анализа Института консолидированных групп налогоплательщиков.
Ожидаемые результаты на 2018 год:
- повысить уровень предсказуемости трансфертов;
- создать условия для обеспечения взвешенной долговой политики, проводимой субъектами РФ;
- разработать и внедрить комплекс мер по справедливому распределению налоговых поступлений между субъектами РФ.
Подведем итоги
По словам Антона Силуанова, в 2017 году экономика страны вышла на траекторию устойчивого роста. Кризис 2014–2016 годов был самым мощным за последние 50 лет. Тем не менее структура экономики стремится к оздоровлению и гораздо меньше подвержена влиянию внешней конъюнктуры.
Есть немало вопросов, которые еще предстоит решить. Придется преодолеть все тормозящие факторы: структурные ограничения, неблагоприятный деловой климат. Не менее важно обеспечить прозрачность финансов.
Это основные приоритеты на ближайшие 3–5 лет. Будем надеяться, что Минфин сможет использовать существующий фундамент и построить на нем крепкий каркас современной, эффективной и конкурентоспособной экономики.