Под бюджетом понимают схему доходов и расходов какого-либо субъекта (государства, организации, семьи, человека) за определенный период времени. В качестве промежутка времени чаще всего принимают год. Этот термин активно используется в экономике. Основные направления бюджетной политики и налоговой политики совпадают с их целями и задачами.
Бюджет государства
Бюджет государства – это самый главный финансовый документ страны. В него входит совокупность смет всевозможных государственных служб, ведомств, реализуемых и планируемых программ и т. д. Источником государственного бюджета является федеральная казна.
Государственная работа, направленная на формирование, утверждение и исполнение бюджетных программ в России, называется бюджетным процессом.
Бюджет России
Бюджет России состоит из следующих уровней:
- Федеральный бюджет.
- Региональные бюджеты субъектов Российской Федерации.
- Муниципальные (местные) бюджеты муниципальных образований.
Органом, курирующим исполнение российского бюджета, является Федеральное казначейство.
Бюджет может быть профицитным или дефицитным. В первом случае совокупные его доходы более значительны, чем расходы, а во втором – наоборот.
Утверждение бюджета
На начальном этапе бюджет России разрабатывается Министерством финансов. Этот этап называется бюджетным планированием. Дальнейшую работу над законопроектом ведет Правительство России. Далее его рассматривает Государственная дума, причем процесс происходит в 3 этапа, которые называются чтениями. Следующим органом, который рассматривает предложенный бюджет, является Совет Федерации. На последнем этапе его подписывает президент.
Принимаемый бюджет рассчитан на предстоящий год и последующие 2 года планового периода. Началом года принято считать первое января, однако в некоторых государствах он начинается с иной даты.
В случае непринятия бюджета какой-либо из инстанций возникает ситуация, которая называется бюджетным кризисом.
Что такое бюджетная политика
Бюджетная политика государств представляет собой часть финансовой политики. Главная ее цель – обеспечить баланс доходов и расходов и назначить источник финансирования бюджета. Она является одним из рычагов, которые могут быть применены государством для смягчения того или иного финансово-экономического кризиса.
Финансовая политика и бюджетная политика (как одно из ее направлений) служат целью развития и укрепления экономики государства. В свою очередь, финансовая политика является одним из важнейших направлений экономической политики страны. Бюджетная политика тесно связана с выбором экономической модели, в соответствии с которой государство намерено существовать и развиваться.
Бюджетная политика – это система мер и действий, которые предпринимаются властными органами для управления бюджетным процессом, что находится в составе общей экономической политики. Она ориентирована на реализацию различных функций бюджета для достижения запланированного социального и экономического эффекта.
Из бюджета можно получить много информации об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на год, а также на последующие 2 плановых года.
У бюджетной политики есть субъекты и объекты. Субъекты – это органы власти, тем или иным образом связанные с разработкой и принятием, исполнением и контролем над исполнением бюджета. Объекты – это определенные статьи законодательства и прочие юридические нормативы.
Принципы бюджетной политики
Бюджетная политика реализуется на базе следующих принципов:
- принципа объективности, когда за основу берут объективные экономические процессы;
- принципа неукоснительности, обязательности исполнения бюджета;
- принципа преемственности – построение такой бюджетной политики, которая учитывала бы уже имеющийся опыт, полученный в прошлые периоды;
- принципа гласности, подразумевающего прозрачность и открытость при выполнении всех стадий бюджетного процесса.
Основные разновидности бюджетной политики
Бюджетная политика различается в зависимости от поставленных целей. Выделяют следующие ее разновидности:
- долговременную (стратегическую), с длительностью реализации 3 и более лет, и тактическую;
- по приоритетам бюджетную политику делят на: доходный тип, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный.
- по направленности бюджетную политику делят на сдерживающую и стимулирующую;
- по территориальному принципу различают местную, региональную и федеральную политику;
- по характеру специализации выделяют инвестиционную, налоговую, социальную политику и другие виды.
Основные направления бюджетной политики
Направления бюджетной политики совпадают с ее целями и задачами. Основные направления бюджетной политики РФ:
- Обеспечение полноценного функционирования налоговой системы.
- Оптимизация поступления доходов от экспорта товаров и сырья.
- Работа над эффективным управлением гос. имуществом.
- Повышение эффективности бюджетных расходов.
- Повышение эффективности планирования и исполнения бюджета.
- Стремление к устойчивому бюджетному профициту.
- Повышение прозрачности бюджетных процедур.
- Упорядочение бюджетных процедур.
- Снижение зависимости от ситуации на мировых рынках.
- Обеспечение устойчивого экономического роста и улучшения уровня жизни населения.
Таким образом, бюджет и основные направления бюджетной политики взаимосвязаны.
Возможности бюджетной политики
Важным при осуществлении бюджетной политики является величина так называемого бюджетного потенциала. Он характеризует возможности аккумуляции денежных средств в бюджете. От него зависят возможности для государственного регулирования экономики и осуществления других государственных функций. При развитии финансово-экономического кризиса этот потенциал уменьшается. Во многом это связано с плохой собираемостью налогов.
Бюджетная политика рассматривается как ядро в экономической политике государства. При правильной бюджетной политике и продуманном бюджете повышаются инвестиционные возможности, качество жизни населения; усиливается влияние государства на мировой арене, растет производительность труда.
Важным является также уровень ее предсказуемости. Федеральный бюджет должен быть устойчивым и предсказуемым, чтобы быть надежным гарантом стабильности в стране. В России принято составлять бюджетное послание президента, которое является обязательной составляющей при подготовке федерального бюджета.
В качестве инструментов для осуществления основных направлений бюджетно-финансовой политики выступают налоги, расходы, госзаймы, госзакупки и трансферты.
Основной минус российской экономики
При осуществлении бюджетной политики желательно составление долгосрочного прогноза, который называется бюджетным прогнозом. Однако зависимость страны от колебаний на мировых рынках энергоносителей делает составление такого прогноза достаточно проблематичным. Сейчас страна находится в состоянии системного экономического и социального кризиса, даже несмотря на восстановление цен на экспортируемое сырье. Однако толчком к его развитию стало как раз резкое падение цен на нефть в 2014-2016 годах.
Нынешний социально-экономический кризис
Под экономическим кризисом понимается нарушение стабильности и устойчивости в стране. При этом нарушаются прежние связи в экономике и производстве, что создает общий дисбаланс в экономических процессах. Предыдущие кризисы отмечались в 90-е и в 2008-2009 годах. Однако последний не вызвал серьезных социальных проблем, вероятно, из-за кратковременности снижения цен на сырье. Развал Советского Союза, вероятно, также стал следствием падения цен на нефть.
Дополнительными причинами нынешнего кризиса могли стать следующие:
- введение пакета санкций начиная с 2014 года против РФ со стороны западных государств;
- ухудшение ситуации на Украине и присоединение к России Крыма.
Однако начальной причиной развития нынешних кризисных явлений, вероятно, стало отклонение экономической политики государства от выгодного для страны курса. Так, до 2010 года бюджет станы характеризовался наличием профицита, однако после 2010 профицит исчез, невзирая на благоприятный тогда еще внешний экономический фон. В это же время прекратился и рост ВВП страны.
Прогнозы экспертов на завершение кризиса в начале 2017 года и улучшение экономической и социальной ситуации в стране пока не подтверждаются. Экономисты призывают менять экономический курс, иначе неизвестно, какие могут быть последствия для экономики и бюджета страны в случае нового обвала цен на нефть.
Пути выхода из кризиса
Для выхода из сложившейся ситуации может быть применен в том числе и механизм бюджетной политики. Необходимо создание стимулов и благоприятных условий для внедрения и развития новых технологий, преодоления технологической отсталости, повышения энергоэффективности и производительности труда, развития наукоемких производств и сокращения внутреннего потребления нефти с целью увеличения ее экспорта. Борьба с несправедливым и неравномерным распределением доходов является обязательным условием восстановления экономики. Ведь без этого нельзя повысить внутренний спрос на отечественную продукцию и улучшить социальное положение населения. К сожалению, эти насущные для России проблемы пока никак не решаются, что создает мрачные перспективы для российской экономики и бюджета страны. Ускорить данный негативный процесс может быстрое истощение запасов нефти в России и повышение себестоимости ее добычи, прогнозируемые на 2020-е годы и частично наблюдаемые уже сейчас.
Заключение
Таким образом, основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики, их цели и задачи, направлены на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Бюджетная политика во многом отражена в бюджете РФ. Современные кризисные явления в стране свидетельствуют о необходимости реформирования экономики и изменения структуры бюджета.