Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. Интеграционный процесс культурно-обучающего и научно-технического направлений заключается во внедрении современных норм и стандартов в обучении, науке и технике, распространении собственных культурных и научно-технических достижений. Особенно важной задачей является осуществление совместных научных, культурных, образовательных и других проектов, привлечение ученых и специалистов к программам научных исследований.
Определение и реализация национальных образовательных стандартов
Определение и реализация национальных образовательных стандартов - это основные тенденции развития образования в современной России. Интеграция обучения касается всех ее уровней, но чаще всего она применяется в формировании содержания базового обучения. Национальные образовательные стандарты составляют сумму четко определенных нормативных требований к содержанию учебных программ. Отношение педагогов к стандартизации обучения неоднозначное. Некоторые из специалистов считают, что унификация основана на жестких стандартах, которые связывают всем детям единую культурную и интеллектуальную модель без достаточного учета их индивидуальных особенностей. Все чаще можно услышать мысли о том, что стандартизация содержания образования не должна означать стандартизации личности ученика. Итак, в обучении целесообразно фиксировать минимально необходимые знания и умения, сохраняя при этом широкое пространство для вариативных учебных программ. Именно этим определяется необходимость стандартизации образования с дальнейшим совершенствованием систем дифференцированного обучения.
Приспособление учебных программ к условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента
На новые учебные программы возлагаются ответственное задачи: обеспечить детям-выходцам из различных культур и этнических сообществ усвоение языкового минимума базовых знаний как основы конструктивной социальной интеграции. Решение этой проблемы требует значительных усилий на уровне общества - организационных, финансовых, политических и, прежде всего, непосредственно образовательных. Поэтому в последнее время развитие обучения на началах мультикультурализма выделяется в особое направление модернизации программ и, в частности, содержания базовых знаний.
Бережное, уважительное отношение к различным культурам, диалоги, взаимообогащения и взаимопознания различных народов и этносов как приоритетные принципы многокультурного образования получают все большие тенденции развития школьных дисциплин. С этой целью в школьные программы, включаются знания о современных и бывших цивилизациях, о разнообразных геополитических регионах мира и отдельных странах, а также религиоведческие учебные курсы. Особая тенденция развития системы образования приобретает локальные и региональные образовательные инициативы. В процессе изучения некоторых учебных тем (одежда, еда, развлечения, средства гигиены) детей учат понимать и уважать право каждого на непохожесть. Важное значение в контексте многокультурного обучения имеют школьные религиоведческие курсы. Преподавание религиозных учебных занятий призвано ознакомить учеников с различными верованиями, мировыми религиями, деятельностью вселенских церквей и способствовать формированию в молодежи рационалистического мировоззрения, прививать нравственные добродетели, обеспечивать толерантность и плюралистические мысли в отношениях между людьми различной веры.
Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования
Гуманность и гуманитарность являются имманентными характеристиками тенденции развития обучения детей. И роль и значение этих составляющих школьного образования имеет четкую тенденцию к росту. Задачи, которые призвана решать современная школа, требуют не просто учитывать гуманистический и гуманитарный аспекты формирования содержания знаний, но и заниматься их усилением и развитием. Обеспечение полной грамотности, предотвращения функциональной неграмотности, профессиональное самоопределение и самореализация личности, социализация молодежи - вот далеко не полный перечень действительно гуманистических и гуманитарных задач, в решении которых происходят тенденции развития современной системы образования.
Однако проблемы гуманизации и гуманитаризации продолжают оставаться сегодня насущными и актуальными для средней школы. Продолжается движение по обеспечению безопасности этой школы от проявлений насилия, за утверждение принципов толерантности и сотрудничества в педагогических отношениях. В процессе преподавания предметов гуманитарного цикла рекомендовано изучать не только войны и политические события, но и предоставлять учащимся знания о самых разнообразных видах и сторонах человеческой деятельности - торговые связи, хозяйственную деятельность, религии, искусство и тому подобное. Как уже отмечалось, тенденциям гуманизации и гуманитаризации подлежат все разновидности базовых знаний, теперь и естественно-технические и математические. Эти тенденции развития образования реализуются в педагогической практике несколькими способами. Немалую важность имеет также ценностно-смысловой аспект естественно-математического блока знаний, хотя он в равной степени присущ и гуманитарным знаниям. Человеческая жизнь - это высшая ценность.
Тенденции развития образования в КНР
Использование опыта развитых стран мира в области организации высшего педагогического обучения в Китае является, безусловно, положительной тенденцией последних десятилетий. В КНР существует много ВУЗов, которые сотрудничают с иностранными учреждениями, в апреле 2006 г. таких насчитывалось 1100. В 70-х гг. ХХ в. был избран курс на однопартийность. Это имеет свои минусы: односторонность взглядов, постоянный контроль, следование идеям Мао Цзэдуна. В педагогических ВУЗах Китая, как и в непедагогических, к основным предметам относятся: идеологическое и моральное образование, основы права, принципы философии марксизма, принципы политологии марксизма, вступление в учение Мао Цзэдуна, вступление в учение Дэна Сяопина.
Исторически сложилось, что еще в начале ХХ в. было определено шесть районов КНР, где были расположены учебные заведения, готовившие учителей: район Пекин, район Северо-Восточной провинции, район Хубэй, район Си Чуань, Гун Дун и Цзян Су. Китай - большая страна, и успешными и богатыми провинциями считаются те, которые граничат с океаном. На западе страны (где пустыня) наихудшие условия для развития высшего образования. Не все выпускники педагогических ВУЗов хотят выезжать в отдаленные уголки своей страны, особенно в села. Поэтому государством проводится политика поощрения к этому молодежи в духе патриотизма и преданности коммунистическим идеям. В Китае, как и во многих странах мира, техническим ВУЗам предоставляется больше ресурсов и финансовой поддержки для развития и совершенствования. Создаются специальные лаборатории, исследовательские институты, площадки для экспериментов и тому подобное. Например, Пекинский политехнический университет входит в перечень государственного плана «Проект 211», то есть ориентирован на мировой уровень развития. Педагогические ВУЗы в этом отношении отстают от технических. Позитивные тенденции развития современного образования преобладают, и поэтому можно утверждать, что процесс модернизации педагогического образования в КНР набирает новые обороты.
Развитие высшего образования Украины в контексте европейской интеграции
Все больше возрастает роль и значение обучающего потенциала в обеспечении общественного прогресса. Образование - это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития человечества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельности на международной арене. Тенденции развития современного образования в Украине определены стратегией Болонского процесса. Введение его принципов является фактором евроинтеграции Украины и средством повышения доступа граждан к качественному обучению, нуждается в глубоком реформировании структуры и содержания обучения, технологий обучения, их материального и методического обеспечения.
Реформирование образования как структурно, так и содержательно, является насущной общественной потребностью сегодняшнего дня. Вхождение в Болонское пространство для украинского общества стало важным и необходимым из-за необходимости решить проблему признания украинских дипломов за рубежом, повысить эффективность и качество обучения и, соответственно, конкурентоспособность украинских высших учебных заведений и их выпускников на европейском и мировом рынке труда. Одновременно существует неопределенность перспектив и принципов взаимоотношений Украины и Европейского союза. Это является одним из объективных ограничений интеграции украинской высшей школы в европейское пространство. Выходом из этой ситуации, является ответ на вопрос: какая тенденция развития образования в Украине правильная в зависимости от уровня готовности украинского высшего образования к этому.
Современное высшее образование в Польше
Опытом для нашей страны может быть опыт Польской Республики, которая является первой постсоциалистической страной, подписавшей «Болонскую декларацию» 19 июня 1999 года. Конец ХХ - начало XXI веков характеризуется как период подписания министрами образования ведущих европейских стран документов по реформированию высшего образования согласно условиям современного мира. Великая Хартия Университетов подписана 18 сентября 1988 года.
Сейчас Польша имеет лучшие тенденции развития образования в мире (от среднего образования к программам докторантуры) молодыми людьми в возрасте от 15 до 24 лет. Эти достижения польских педагогов сосуществуют с глубокой децентрализацией управления с высшим руководсвом страны. С министерствами, которым подчинены самые (государственные) учреждения, сотрудничает Центральный Совет по высшему образованию (создан еще в 1947 году), который состоит из 50 избранных представителей ВУЗов и научной общественности (из них 35 докторов наук, 10 преподавателей без ученой степени доктора, а также 5 представителей от студенчества).
Закон предоставил Совету немалые надзорные права, ведь без согласия не распределяются средства бюджета и не выходят министерские приказы. Государственные высшие учебные заведения получают средства из государственной казны на решение задач, связанных с обучением студентов, обучающихся по программам, аспирантов и научных сотрудников; на содержание ВУЗов, в том числе ремонт помещений и т. д. Эти средства выделяются из части государственного бюджета, которым распоряжается Министерство науки и высшего образования. Государственные ВУЗы не взимают деньги за обучение, но студенты должны давать деньги в случае повторного года обучения из-за неудовлетворительной успеваемости, за курсы на иностранном языке и курсы, которые не предусмотрены в программе. Государственные ВУЗы также принимают оплату при поступлении, а государственные колледжи могут взимать плату за вступительные экзамены.
Тенденции развития высшего образования в России
Высшее образование, как один с ведущих общественных институтов, претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой общественных процессов - экономических, политических, культурных, социальных. Однако, реагирование обучающих систем на общественные вызовы происходит с определенной инерцией. По этой причине возникает настоятельная и постоянная потребность целенаправленного приведения основных параметров дисциплин в соответствие с общественными изменениями. Такой элемент, как содержание, подлежит модернизационной тенденции развития образования. Процесс конституирования имеет два основных аспекта - социальный и педагогический, потому что они взаимосвязаны. Поэтому не всегда изменение социального аспекта автоматически вызывает изменение педагогического. Однако рано или поздно их координация становится объективной необходимостью и требует целенаправленных педагогических действий. Эта необходимость обнаруживает себя в перманентном процессе реформирования содержания высшего образования в России. Стремительное научно-техническое продвижение, развитие новейших технологий, высокий уровень рыночных отношений, демократизация общественных отношений и являются теми факторами, которые определяют потребности и формируют предпосылки совершенствования содержания высшей школы.
Противоречия в совершенствовании системы образования
Сегодня совершенствование программ подготовки студентов занимает одно с ведущих мест в общем контексте модернизации содержания высшего образования. Характеризуя развитие содержания преподавания в университете и институте, можно определить такие важные в диалектическом плане противоречивые аспекты этого процесса, как:
- Противоречие между неограниченностью объема накапливаемых человечеством знаний и ограниченностью учебных программ. Нет полных возможностей отображать эти знания в достаточно полном объеме и с надлежащей глубиной.
- Противоречие между целостностью духовно-практического опыта человечества и преимущественно фрагментарным или дисциплинарным способом его преподавания студентам.
- Противоречие между объективным содержанием знаний и объективностью форм и путей их трансляции и усвоения.
- Противоречие между общественной обусловленностью содержания знаний и индивидуально-субъективными особенностями студенческих потребностей и диспозиций что до его усвоения.
Модернизация образования в России
По мере возможности преподаватели стремятся смягчить или загладить указанные противоречия. В частности направления современной модернизационной деятельности в области формирования содержания высшей школы подчинены в значительной степени именно этой цели. Соответственно, к приоритетным направлениям можно причислить следующие тенденции развития образования в России:
1.Сокращение разрывов между достижениями современных наук и содержанием дисциплин.
2. Обогащение и осовременивание инвариантного компонента содержания высшего образования.
3. Оптимизация пропорций между блоками гуманитарных и естественно-математических знаний.
4. Гуманизация и гуманитаризация содержания высшего образования.
5. Уплотнение учебных программ за счет формирования междисциплинарных интегрированных блоков содержания знаний.
6. Внедрение учебных дисциплин социально-практического направления, новейших информационных технологий.
7. Приспособление учебных программ и их методическое обеспечение соответственно условиям и потребностям поликультурного и полиэтнического ученического контингента.
8.Совершенствование организационных механизмов и методических основ преподавания программных знаний с целью обеспечения их усвоения абсолютным большинством студентов.