Родиной нового вида транспорта стал Лондон. Именно этот город ввел основные правила пользования. Метрополитен, который мы видим сегодня, начал свою историю в далеком 1850 году.
От проблемы к идее
В середине XIX века в столице Великобритании появилась проблема передвижения пассажиров. К тому времени количество жителей достигло двух миллионов и возникла почти критическая ситуация с транспортировкой. Было необходимо быстро и удобно добираться на работу тем людям, которые жили за пределами города и в его отдаленных районах.
В то время особенно успешно развивалась железная дорога. В распоряжении лондонцев было 6 вокзалов, которые находились на окраинах. Существовала одна станция в центре. Но такого количества не хватало для комфортного передвижения. Много железных дорог на улочках столицы строить было запрещено. Это могло нарушить исторически важную архитектуру и эстетическую привлекательность. Это привело к тому, что бесконечный поток карет и дилижансов стал причиной пробок в самых популярных районах.План в реальность
Проблема была решена в 1863 году. Именно тогда появилась подземка. 10 января запустили первую линию. Ее длина составляла 6 километров. Это был прорыв в области транспортировки - новый мир, где существовали свои правила пользования. Метрополитен быстро стал очень популярным.
Инженер из Франции Марк Брюнель еще в 1818 году изобрел проходческий щит. С его помощью проложили туннель под рекой Темзой. Идея этого изобретения и дала старт подземной перевозке.
Долгое время постройка откладывалась. Во время сооружения линий были снесены несколько домов. На улицах, где проходили работы, останавливалось движение транспорта.
Проект поручили компании Metropolitan Railways, название которой переводится как «Столичные железные дороги». Именно это имя сегодня употребляют во многих странах мира для обозначения этого вида транспорта. Интересно, что сами британцы нарекли метро словом «андеграунд». В разговорной речи часто используют слово «тьюб», то есть «труба».
Стартовало метро Лондона с семи станций. Поезда двигались на паровозной тяге. Вентиляция тогда была плохой. Поэтому дым оседал в вагонах, копоть заполняла тоннели. Чад затемнял бледное освещение. Но это не мешало рабочему классу посещать метро.
Распространение по миру
Тем не менее план был оправдан. Такой транспорт двигался быстрее карет и без пробок. Уже в первый год поезд перевез 9,5 миллиона человек. Далее эта цифра только увеличивалась. Впоследствии менялся режим работы, цена на билеты и общие правила пользования метрополитеном.
Идею Лондона переняли многие другие мегаполисы. В 1868 году подземка была открыта в Нью-Йорке. Далее инициативу перенял Чикаго. Не отставала и Европа. После британской столицы дорогу для такого поезда сделали в Будапеште, Париже и Берлине.
Удобный и быстрый транспорт появился на территории СССР в 1935 году. Честь открыть первое метро выпала Москве. Далее подземные пути проложили в Ленинграде, Киеве и еще десяти крупных городах. Советская власть давала разрешение на строительство только в тех пунктах, где сооружение было экономически выгодным. Обычно это те города, количество жителей которых превышало 1 миллион.
Слово «подземка» ввел в оборот писатель Максим Горький. Это название несколько раз появлялось в одном из его произведений. Простое и легкое обозначение метрополитена полюбилось гражданам СССР. Используют его и современники.
Определение термина
В целом этот транспорт имеет одинаковые правила пользования. Метрополитен обычно представляет собой подземный туннель. Параметры и габариты в разных странах отличаются. Главными признаками системы выступают следующие факторы: использование электрической тяги, стабильный график, скорость движения и большое количество пассажиров. Колеблется и длина линий. К примеру, в Израиле путь проложен на 2 км, тогда как в Нью-Йорке километраж составляет 1300.
Несмотря на то что метро по своей сути очень похоже на поезд, это совсем другой вид транспорта, где действуют свои законы. Многие из них имеют логическое объяснение и интересную историю. Большая часть требований была придумана и внедрена на родине тоннелей - в Лондоне.
Основные законы
Есть стандартные правила пользования. Метрополитен может представлять опасность для пассажиров при их несоблюдении. Запрещено заходить за желтую линию. Именно с несоблюдением этого правила связано большинство несчастных случаев. Нередко данное нарушение происходит умышленно, с целью самоубийства. Край платформы, обведенный желтой краской, можно пересекать только после полной остановки поезда.
Когда двери открываются, стоит дать выйти пассажирам, которые прибыли, а уже после того заходить в вагон. В транспорте запрещено прижиматься к выходу. Следует отойти дальше от двери, чтобы не мешать другим людям. Для собственной безопасности следует держаться за поручни.
К своей остановки нужно готовиться заранее, а не после объявления. Лучше собрать вещи и двигаться к центру медленно, а не в суматохе.
Общее поведение
Правила пользования метрополитеном Москвы, Санкт-Петербурга или другого города всегда одинаковы. Пассажир должен вести себя вежливо и приветливо. Свое место стоит уступать людям старшего возраста, физически нездоровым лицам, будущим мамам и женщинам с детьми. О любых поломках или необычных ситуациях, которые могут навредить жизни пассажиров, следует сообщать машинисту.
Не нужно создавать ситуации, которые могут помешать другим пассажирам свободно передвигаться. Еще один пункт запрещает находиться на станции босым.
В вагоне следует соблюдать порядок и вести себя вежливо и прилично. Для всех существуют одинаковые правила пользования метрополитеном: Минск, Москва или Киев это, неважно. Пассажирам запрещено появляться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Нельзя распивать спиртные напитки на территории подземки.
Стоит следить и за своим внешним видом. В одежде и с багажом, которые могут испачкать людей по соседству и помещения, заходить не позволено.
Есть суровый запрет на курение в общественном транспорте. Так один окурок стал в ноябре 1987 года причиной масштабного пожара на одной из подземных станций Лондона. Он унес жизни 31 человека.
Личные вещи
Для комфорта пользователей установлены некоторые ограничения по габаритам багажа. Большие сумки будут не только мешать другим пассажирам, но и станут проблемой для вас самих. Тем не менее администрация позволяет перевозить велосипеды, которые складываются. Бесплатно можно входить с детской коляской и инвалидным креслом.
Правила пользования метрополитеном СПб, Москвы, Самары и других городов позволяют транспортировать домашних животных, если те будут в специальных контейнерах или сумках. Привилегии имеют и собаки-поводыри, если на них будет намордник, поводок и специальный знак.
В метро можно перевозить музыкальные инструменты, лыжи, санки, коляски, садовый инвентарь, рыболовное орудие в том случае, если габариты их не превышают норм, установленных для данного поезда. Здесь клиентам следует помнить о том, что такой багаж может стать причиной травмы как их самих, так и соседей.
Основа общего комфорта
Безопасность передвижения сильно зависит от самих пассажиров. Немного отличаются мировые нормы от отечественных. Есть уникальные правила пользования Московским метрополитеном (а также метро других городов). Запрещается выходить на проезжую часть. Нельзя ставить или бросать на колею какие-то предметы. Они могут стать причиной поломки вагона.
Не следует вмешиваться в процесс открытия и закрытия дверей. Если пассажир заметил эти и другие неправомерные действия, он обязан сообщить о нарушении администрации. Без необходимости не стоит беспокоить руководство.
Нельзя расклеивать рекламу на стенах вагонов. Запрещена торговля и другая предпринимательская деятельность на территории метро без соответствующих документов.
Заботьтесь не только о своем комфорте, но и о покое других людей. Не слушайте музыку без наушников. Если вы с багажом, то ставьте его так, чтобы он не мешал движению других пассажиров. Не стоит класть сумку на место возле себя и там, где может сесть другой человек.
Под наблюдением
Нарушение пассажиром правил пользования метрополитеном строго карается законом. Каждая из введенных норм имеет целью обеспечить безопасность самих граждан.
Клиентам не разрешается самостоятельно проникать в помещения, которые предназначены исключительно для персонала. Также на отдельных станциях или в метро вообще может быть запрещена видео- и фотосъемка. Людям также следует иметь в виду, что за ними в подземке в целях безопасности может круглосуточно вестись наблюдение скрытыми и отрытыми камерами.
Также на отдельных станциях отсутствуют мусорные баки. Это умышленное действие, которое предупреждает террористические акты. Если вы заметили сумку или ящик в вагоне или на полу станции, а хозяина рядом нет, об этом следует сообщить правоохранителям.
Режим работы
Обычно такой транспорт работает с раннего утра и до поздней ночи. В настоящее время действуют основные правила пользования. Петербургским метрополитеном можно пользоваться с 5.45 до 0.10, в столице он переправляет пассажиров с 6 часов утра до часа ночи. В Самаре закрывается на час раньше. В праздничные дни режим работы может быть изменен. Об этом работники структуры сообщают заранее.
Проезд происходит на платной основе. Исключение составляют люди, которые имеют определенные льготы. За большие сумки и габаритный багаж стоит доплачивать, как за отдельное место. Одному пассажиру разрешено взять только одно дополнительное сиденье. Карточка и билет не позволяют провозить вещи бесплатно. Дети до 7 лет могут ездить без билета.
Для удобства пассажиров сегодня в их распоряжении - остановка для автомобилей. Правила пользования перехватывающей парковкой у станции метрополитена обязательно должны знать автолюбители.
Нормы поведения
Есть определенные условия по использованию эскалаторов. Стоять на полотне нужно лицом по направлению движения ленты. При транспортировке следует держаться за поручень. Когда дорожка закончится, нужно быстро сойти на платформу, чтобы не мешать людям, которые находятся за вами.
Когда поток клиентов большой, становитесь на эскалатор с указанной администрацией стороны. Особого внимания требуют малолетние дети. Во время транспортировки их руку отпускать не стоит. Лучше держать ребенка на руках.
Багаж, что едет рядом с вами, не должен оставаться без присмотра. Сумку не следует выпускать. Поднимать ее нужно после окончания дорожки.
Нельзя оставлять свои вещи без контроля. За их сохранность не отвечает ни Московский, ни Петербургский, ни Самарский метрополитен. Правила пользования отмечают, что за ценными предметами, которые вы перевозите, должны следить вы сами.
Опасная территория
Часто в таких местах работают воры. Они пользуются невнимательностью людей и крадут из карманов деньги и телефоны. Нередко мошенники похищают мобильные сразу после выхода из метро. Там им работать легче, поскольку в подземках сеть отсутствует, и пассажиры делают звонки, как только выйдут на поверхность. Таким образом, они показывают, где был спрятан телефон.
Многие вагоны не оснащены кондиционерами, поэтому в летний сезон там бывает жарко. Для того чтобы жару пережить легче, администрация рекомендует брать с собой свежую воду.
Так как на территории метро могут отсутствовать баки, то стоит соблюдать чистоту и не выбрасывать мусор под ноги.
Правила пользования Петербургским метрополитеном, столичным метро и подземным общественным транспортом других городов обычно одинаковы и отличаются лишь в деталях. Тем не менее, прежде чем заходить в подземку, стоит еще раз внимательно ознакомиться с главными нормами поведения в этом месте.