Каждый мало-мальски знакомый с музыкальными программами человек не раз встречался с понятиями сэмпла и сэмплирования. Правда, далеко не каждый в полной мере осознает, что это такое на самом деле. Сейчас мы и попробуем в этом разобраться.
Сэмпл: основные понятия
В переводе с английского языка слово sample означает «образец». Применительно к звуку и музыкальным секвенсорам сэмпл – это какой-то оцифрованный фрагмент звучания инструмента.
Если говорить о понятии сэмплирования, оно сводится к созданию новых звуков на основе применения разного рода фильтров, огибающих и т. д. На заре появления синтезаторов с функцией преобразования звука очень активно начали использоваться и специальные устройства, впоследствии получившие название сэмплеров.
Как уже понятно, с помощью множества действий какой-либо начальный звуковой фрагмент можно было изменить до неузнаваемости, вплоть до создания футуристических звуков, не существующих в природе, а затем сохранить его для дальнейшего использования.
Более всего в этом преуспели компании KORG, Roland, AKAI и многие другие. Именно тогда само понятие сэмпла несколько изменилось. Теперь можно было сказать, что сэмпл – это какой-либо «родной» звук синтезатора или сэмплера, используемый для создания определенной музыкальной партии.
Звуковые характеристики
Одними только «железными» синтезаторами и сэмплерами дело не обошлось. С развитием компьютерных технологий стало появляться множество виртуальных инструментов, секвенсоров и даже целых виртуальных студий для создания музыки, звукозаписи, мастеринга и т. д.
Однако в самых первых версиях такого программного обеспечения использовались исключительно звуковые фрагменты, записанные с «живых» инструментов. Как правило, изначально они сохранялись в формате .wav, а чуть позже на смену ему пришли форматы .mp3, .aiff, .ogg и некоторые другие.
Каждый такой сэмпл можно было представить в виде волны и исходя из этого различать их по характеристикам типа частоты дискретизации, глубины звука (уровня амплитуды сигнала), битрейта и т. д.
В современном компьютерном звуке стандартом считаются показатели в 44100 Гц, 16 бит, 128 кбит/с. Но этот стандарт давно уже устарел, хотя, например, некоторые сэмплы для FL Studio до сих пор имеют такие характеристики. Связано это только с размером сэмпла, ведь при более высоких параметрах вес файла, естественно, будет намного больше. Однако сейчас практически вся музыка имеет характеристики на уровне 320 кбит/сек, 48 кГц, 24 бита.
Сэмплы для FL Studio
Что касается одного из самых популярных музыкальных секвенсоров FL Studio, он, как и любой синтезатор, имеет собственный набор сэмплов. Здесь они распределены по группам и типам. Просмотреть их можно в левой панели звукового браузера.
Сразу же можно заметить, что тут присутствуют и wav-файлы, и формат .ogg, и сэмплы типа .fsc, и .sf2 (Sound Fonts). Последние являлись когда-то достаточно популярными, но ввиду их низких частотных характеристик уже практически не используются. Уж лучше применять формат AKAI.
Кстати сказать, если кто не знает, изначально программа называлась Fruity Loops и предназначалась для создания петель (лупов) ударных. Loop по-английски - «петля». Как раз в то время понятие сэмпла опять несколько трансформировалось. Теперь можно было считать, что сэмпл – это даже музыкальный фрагмент: целый либо повторяющийся несколько раз, либо даже представляющий собой целую партию для определенного трека.
Сегодня различают единичные сэмплы (one-shot) и петли (loops). Примером первого может служить, скажем, звук удара по рабочему барабану или бас-бочке на ударной установке.
Сэмплы для виртуальных синтезаторов и сэмплеров
Сегодня можно найти достаточно много инструментов, в которых имеются бесплатные сэмплы в виде коллекций или библиотек.
В качестве примера можно привести мощнейший популярный Kontakt, в свое время разработанный компанией Native Instruments. Для него в интернете выложено столько звуков, что просто диву даешься. Да взять, к примеру, trap-сэмплы. На множестве интернет-ресурсов они представлены в огромных коллекциях, причем от разных производителей, но в универсальных форматах .nki, .nkr, .nkx и .nkc.
Естественно, каждый программный синтезатор или сэмплер имеет свои собственные наборы звуков с оригинальными форматами. Однако некоторые разработчики поступают таким образом, что сохраняют библиотеки в универсальном виде типа библиотек .fxb, что позволяет загружать их в разные виртуальные инструменты.
Практическое использование
Если говорить о практическом использовании, те же trap-сэмплы просто загружаются на выбранные каналы или треки в студийной программе.
Конечно, если это обычные звуковые файлы типа .wav, особо с ними не поработаешь. В принципе, даже изменить темп или основную тональность звучания можно только при наличии специальных средств. Добиться определенного результата можно при использовании слайсеров (от английского slicer), в которых предусмотрено редактирование исходного сэмпла для создания звуковой петли.
Зато «родные» сэмплы синтезаторов или универсальные библиотеки в этом отношении выглядят очень интересно. В каждом инструменте, как уже говорилось выше, имеются собственные средства обработки сигнала типа осцилляторов, фильтров или LFO-огибающих. При желании даже в "родном" звуке можно «накрутить» столько изменений, что сами создатели его не узнают.
Вместо заключения
Думается, теперь становится понятным, что сэмпл – это не только какой-то один звук инструмента, а даже целые комплексные сочетания, полученные путем смешивания нескольких начальных звуков и массы эффектов, не говоря уже о том, что под это определение попадают и петли, и даже целые вокальные партии. И разнообразие их сегодня таково, что использовать абсолютно все при создании музыкальной композиции просто нереально.