Ричард Аведон – фотограф, который способствовал становлению фотографии как современного вида искусства во время работы со знаменитостями, иконами моды и простыми американцами на протяжении своей длительной плодотворной карьеры. Его стиль является знаковым и образцовым. В то время как портреты его современников сосредотачивались на отдельных моментах и показывали формальную сторону натуры человека, его резкое освещение и минималистический белый фон обращали внимание зрителя не только на красоту, но и на личность и сокровенные, неподдельные эмоции моделей. Один из самых известных фотографов 20 века – вот кем был Ричард Аведон.
Биография мастера: детство
Мальчик родился 15 мая 1923 года в еврейской семье, в Нью-Йорке. Его мать была из семьи, занимающейся производством платьев, а отец владел магазином одежды. Поэтому жизнь Ричарда с самого детства была связана с миром моды и красоты. Мальчик обожал фотографировать одежду в магазине отца и даже присоединился к клубу любителей фотографии в возрасте 12 лет. Долгое время его вдохновляла красота младшей сестры Луизы. К сожалению, она страдала психическими заболеваниями и прожила недолго, поэтому у Ричарда сложилось трепетное отношение к красоте, которая говорит сама за себя, но обречена на увядание.
Юность и начало карьеры
После школы Аведон поступил в Колумбийский университет, где он изучал философию и поэзию. Однако юноша бросил обучение ради службы во флоте на протяжении 1942-1944 годов. После этого он год изучал фотографию под руководством арт-директора Harper's Bazaar Алексея Бродовича. Между учителем и учеником возникла крепкая дружба, и вскоре Аведон был принят в коллектив журнала. На протяжении 10 лет он делал снимки для глянца и зарекомендовал себя как один из самых талантливых молодых фотографов. Но настоящая известность была впереди.
В 1944 году Аведон женился на модели Доркас Новелл, после 6 лет в браке они расстались. В 1951 году он снова связал себя узами брака с Эвелин Франклин. У них родился сын Джон, но их союз также завершился разводом.
Легендарный прорыв
Фотографии Довимы ван Клифф со слонами стали первыми широко известными работами мастера. Снимки самой известной модели того времени в шикарном наряде от Dior, с настоящими слонами на арене цирка выглядят неожиданно и в то же время эстетически безупречно.
Вот еще несколько интересных работ, которые сделал в тот период Ричард Аведон:
- Фото актрисы Мэрилин Монро является уникальным в своем роде. Ричард вспоминал, как весенним вечером 1957 года дива приехала к нему в студию и на протяжении нескольких часов позировала, танцевала, флиртовала. Но когда работа была окончена, на мгновение актриса «вышла» из образа. Фотографу удалось запечатлеть этот редкий миг, когда она была сама собой, беззащитная и открытая.
- Еще одно интересное фото, сделанное тогда же, – это портрет Мэрилин Монро и ее мужа, красавца-сценариста Артура Миллера. Здесь актриса светится счастьем рядом с любимым человеком, с которым вместе уже 2 года. Спустя несколько лет они расстанутся, но наполненный радостью и оптимизмом миг навсегда остался с нами благодаря мастерству фотографа.
- Этот портрет Элизабет Тейлор с причудливой прической из перьев был сделан 1 июля 1964 года. Идеальный баланс, резкая контрастность — минималистический стиль, которым был знаменит Ричард Аведон, как нельзя лучше отобразил эстетику 60-х. Элизабет была на тот момент самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда, и фотограф не побоялся придать ее портрету нотку вызова и величественности.
Переход к конкурентам
В 1966 году Аведон после 2-х летнего творческого кризиса стал работать на главного соперника Harper's Bazaar – журнал Vogue. Здесь ему тоже была предоставлена полная свобода творчества. Их сотрудничество продлилось до 1990 года и ознаменовалось не менее интересными работами. Провокационные, сюрреалистические снимки подтверждали, что Ричард Аведон – настоящий новатор, который произвел революцию в искусстве модной фотографии.
Работа вне индустрии красоты
Но уже признанный мастер не ограничивался снимками знаменитостей и икон стиля. В его портфолио есть и портреты политиков (президента США Д.Д.Эйзенхауэра, доктора Мартина Лютера Кинга и других), солдат, воевавших во Вьетнамской войне, и ее жертв.
Позже, в 1979 году, Ричард Аведон приступил к работе над масштабным проектом под названием In the American West, который длился 6 лет. В его рамках он делал фотографии простых американцев: шахтеров, водителей, ковбоев, безработных, подростков — всех, кто привлек его внимание.
Проект был встречен критикой, его обвиняли в том, что он выставляет граждан США не в лучшем свете. Но со временем фотокнига стала бестселлером и одной из важных вех в искусстве портретной фотографии ХХ века.Последние годы
В 1992 году Аведон стал сотрудником The New Yorker. Он изъявил желание фотографировать не только знаменитостей, но и людей, достигших чего-то важного. Его последний проект, которому суждено было остаться неоконченным, назывался Democracy и состоял из портретов не только политиков, но и рядовых граждан, принимавших активное участие в политической и социальной деятельности.
Умер Ричард Авадон 1 октября 2004 года во время служебного задания в Сан-Антонио (Техас). До последнего он оставался верен искусству фотографии.