Этот человек - и талантливый актер, и филигранный режиссер, и гениальный сценарист. Уже на протяжении шести десятков лет он снимает эксклюзивное кино с присущей ему ювелирностью и тонкостью. Великого режиссера Марлена Хуциева знают все зрители, являющиеся поклонниками советского кинематографа. Он до сих пор занимается своим ремеслом и делает это великолепно. А ведь Марлену Хуциеву уже 90 лет. Для многих остается загадкой то, откуда он черпает силы и вдохновение, чтобы творить в столь преклонные годы. У режиссера невообразимо огромное количество регалий, званий и наград, и всего этого он добился кропотливым трудом. Для него единственная страсть в жизни – кино, и этому искусству он посвятил всего себя без остатка. Что же отличает Марлена Хуциева от других кинорежиссеров? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Факты из биографии
Хуциев Марлен Мартынович – уроженец города Тбилиси, родился он 4 октября 1925 года. Его отец – убежденный коммунист - погиб в годы репрессий, мать профессионально занималась лицедейством. Юноша после школы хотел стать студентом академии художеств, но не выдержал конкурсный отбор.
За год до окончания войны его берут работать помощником художника комбинированных съемок на столичной киностудии.
Годы учебы в театральном ВУЗе
После окончания войны маэстро решает поступать во ВГИК на режиссера. Дорога из дома до российской столицы была не близкой, и когда молодой человек переступил порог театрального ВУЗа, ему сказали, что набор уже окончен. Однако члены экзаменационной комиссии оказались благосклонны к нему и разрешили в порядке исключения сдать экзамены. Вот такой подарок сделала судьба Марлену Хуциеву.
Трудовая деятельность
Годы учебы пронеслись незаметно, и после получения диплома новоиспеченный режиссер около двух лет пребывал в статусе безработного.
В 1953 году фортуна улыбается Хуциеву, и его приглашают работать в качестве помощника по дубляжу на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов, где снимали знаменитый «Ералаш».
В 1955 году именитый режиссер Борис Барнет предлагает Марлену Мартыновичу стать его коллегой в съемках фильма «Ляна».
В последующие три года маэстро трудился режиссером на Одесской киностудии. В период с 1959 по 1965 годы его берут ассистентом режиссера на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов. После он уже доростает до режиссера киностудии «Мосфильм».
Начиная с 1968 года, Марлен Мартынович руководит творческим объединением «Экран» на ЦТ. В этой должности он проработает четыре года.
Было время, когда Хуциев показывал себя в качестве актера. Он был задействован в фильмах: «Интервенция», «Гори, гори, моя звезда», «В день праздника».
Примечательна его работа в театре «Современник», где он создал постановку «Случай в Виши» (Артур Миллер).
Режиссер становится знаменитым
Настоящая слава к Хуциеву пришла после того, как он в 1956 году срежиссировал свою первую кинокартину «Весна на Заречной улице».
Сюжет о взаимоотношениях простой учительницы и сталевара имел ошеломляющий успех у зрителя. В картине нет навязанных идеалов и помпезности, все просто и доверительно. Спустя три года на экран выходит еще один примечательный фильм маэстро – «Два Федора». Опять же, маэстро не идеализирует главного героя, он просто хочет показать его характер в быту, где господствует власть привычки и от этого человеческие отношения становятся более открытыми и простыми.
Вообще, для кинокритиков 60-х годов Марлен Хуциев был колоритной фигурой. В большинстве его постановок проскальзывает достоверность и правдивость, ему удавалось в максимальной степени раскрыть характеры главных героев.
Последующие работы маэстро
В 1966 году на советские телеэкраны выходит еще одна кинолента, которую срежиссировал Марлен Хуциев – «Июльский дождь». Маэстро поставил перед зрителями извечный вопрос: «Что с нами происходит»? Главная героиня, в сознании которой происходит переосмысление ценностей, мучительно ищет на него ответ. Ей многое приходится обдумывать заново. В современных условиях фильм актуален как никогда.
В 1969 году режиссер приступает к съемкам другой животрепещущей картины – «Был месяц май». Эта история о переплетении таких понятий, как память и забвение, это фильм о прошлом и будущем, о войне и мире. Своей картиной Марлен Мартынович отдал дань памяти тем, кто положил на алтарь Победы все до последнего и спас страну.
В 1983 году выходит очередная киноработа Марлена Хуциева – «Послесловие». Эту картину можно сравнить с пьесой для двух актеров, где имеет место нетривиальная комбинация героев: тесть в возрасте, нагрянувший в гости, и средних лет зять. Последний пытается наладить контакт с родственником в отсутствие своей жены.
В 1991 году был снят философский фильм «Бесконечность». Это история о поиске смысла жизни, в ней главный герой часто обращается к воспоминаниям о прошлом. В этой непростой для восприятия киноленте режиссер особенно филигранно представил зрителю образ Надежды, без которой жизнь теряет всякий смысл.
Что главное в кинокартинах маэстро
Чему учат фильмы Марлена Хуциева, список которых включает более двадцати режиссерских работ? Конечно же, он хочет, чтобы зритель мыслил во время просмотра его картин, поскольку каждый кадр – это многогранный аккорд, в котором один инструмент, без поддержки других, может сделать композицию скучной. Главные герои его фильмов находятся в постоянном поиске смысла жизни, они испытывают душевные терзания и переживания.
Работы Марлена Мартыновича много раз представляли советское кино на зарубежных площадках и были отмечены различными наградами. Но самое главное, они заслужили зрительскую любовь за то, что в их сюжетах максимально натурально и просто показаны грани отношений между людьми.
Уже более двух десятков лет режиссер дает уроки мастерства студентам режиссерского факультета ВГИКа. Сегодня многие его воспитанники трудятся в кино и на телевидении.
Несмотря на свой преклонный возраст, маэстро занят в своей профессии. В настоящее время он продолжает многолетнюю работу над своим новым фильмом - «Невечерняя». Это история о том, как повстречались два гения – Чехов и Толстой. Снимать фильм нелегко, но маэстро с присущей ему неторопливостью планирует довести дело до конца.