ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль. История, описание, технические характеристики

Горьковский автозавод известен своими грузовыми автомобилями. Обычный, казалось бы, заднеприводный ГАЗ-51 стал легендой отечественного автопрома. Полноприводный ГАЗ-63 незаслуженно остался в памяти только любителей, а историки вниманием его не балуют.

Начало истории создания

Знаменитая полуторка ГАЗ-АА была единственным грузовым автомобилем в последнее десятилетие перед Великой Отечественной войной. Она уже устарела и морально, и технически и требовала замены. Армия остро нуждалась в полноприводном грузовике высокой проходимости.

ГАЗ 63

В начале 1938 года на Горьковском автозаводе им. Молотова началась работа над созданием целой серии грузовых автомобилей, предназначенных для сложных дорожных условий. Двух- и трехосные полноприводные грузовые шасси различались в основном длиной базы.

Первый отечественный полноприводный автомобиль ГАЗ-63 начал свою историю в апреле 1938 года. Через год были построены первые опытные образцы, которые первоначально назывались ГАЗ-62. На них установили модернизированные двигатели от полуторки ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. Кабину использовали от пикапа ГАЗ-415, а ходовую часть разработали специально для этой модели.

Конструктивные особенности

Разработкой новой конструкции кабины не занимались. Основная задача состояла в том, чтобы создать вездеходный автомобиль, поэтому внимание уделялось ходовой части.

Принципиально иная компоновка – двигатель располагался над передним мостом – позволила при уменьшении базовой длины увеличить грузоподъемность.

Впервые установили односкатные колеса с одинаковой передней и задней колеей, все они были ведущими, при этом ради экономии топлива передний привод можно было отключать. Двускатные задние колеса, которые на песке и грязи вынуждены расширять след, приводят к лишнему потреблению мощности. Раздаточная коробка была установлена так, что длина карданных валов и к переднему, и к заднему мосту была одинакова. Зависимая подвеска всех колес располагалась на полуэллиптических рессорах, а передняя еще имела гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Гидравлическим же стал привод ручного тормоза.

В начале 1943 года на автомобиле поменяли кабину и двигатель. С кабиной от "Студебеккера" он просуществовал до конца поставок по ленд-лизу.

Возобновился выпуск этого автомобиля в 1948 году с кабиной от ГАЗ-51. Габаритные размеры ГАЗ-63 в обновленном варианте составили 5525×2200×2245 мм.

Боевая техника на базе машины

В октябре 1943 года на Горьковском автозаводе стали разрабатывать колесное самоходное орудие с пушкой калибром 76 мм. К маю 1944 года был выпущен первый экземпляр. По обе стороны пушки были кресла водителя и командира-наводчика. Боекомплект состоял из пятидесяти восьми снарядов. Воевала эта машина в конце Великой Отечественной войны.

Параллельно с разработкой модели грузового автомобиля на его базе в 1947 году был разработан легкий двухосный бронетранспортер с несущим кузовом, получивший название БТР-40. БТР был рассчитан на восемь десантников. Колесная база уменьшилась на 600 мм, мощность двигателя подняли до 81 л. с., увеличив верхний предел частоты вращения и пожертвовав при этом долговечностью, что для боевой техники особого значения не имело.

Автомобиль ГАЗ 63

Вооружен был БТР станковым пулеметом системы Горюнова, в боекомплект которого входило 1260 патронов. Пулемет можно было устанавливать по бортам на один из четырех кронштейнов. На те же кронштейны можно было устанавливать ручной пулемет ДПМ, которым были вооружены десантники. Модификация БТР-40А была оснащена спаренными крупнокалиберными пулеметами КВПТ. В 1993 году бронетранспортер снят с вооружения.

На шасси ГАЗ-63 выпускалась с 1950 года и боевая машина реактивной артиллерии БМ-14 «Катюша».

Серийное производство

С начала осени 1948 года началось серийное производство ГАЗ-63. Характеристики к тому моменту он успешно подтвердил государственными испытаниями, в ходе которых преодолевались подъемы до 30°, броды до 0,9 м и рвы до 0,76 м глубиной. Расход самого дешевого бензина А-66 составлял от 25 до 29 литров на 100 км, грузоподъемность на шоссе – 2,0 т, на грунтовой дороге – 1,5 т.

Существенным недостатком этого автомобиля была неустойчивость на скоростных поворотах. Дорожный просвет составлял 270 мм при узкой колее, он повышал проходимость грузовика, но при этом увеличение высоты и приводило к опрокидыванию на поворотах и косогорах. Особенно это касалось высокой спецтехники на шасси ГАЗ-63, например, фургонов или цистерн.

ГАЗ 63 характеристики

Летом 1968 г. был выпущен последний такой серийный автомобиль. За все время было выпущено 474 тыс. автомобилей разных модификаций. Они поставлялись на экспорт в страны социалистического лагеря, Финляндию, на Ближний Восток, в Азию и Африку.

Поставки на экспорт

ГДР, Польша, Чехословакия и Югославия в Восточной Европе, Вьетнам, КНДР, Лаос и Монголия в Азии, Куба, африканские страны – государства, в которые поставлялся ГАЗ-63. Цена экспортных автомобилей была заниженной. Техника поставлялась в рамках братской помощи дружественным странам.

За границу поставлялись не только базовые модели полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и 63А, но и его модификации 63П в экспортном и тропическом вариантах, автомобили с экранированным оборудованием 63Э, автобусы на этом шасси и другие модели.

Кроме того, в Северной Корее с 1961 года под маркой Sungri-61 Sungri-61NA и в Китае с 1965 года под маркой Yuejin NJ230 и NJ230A производились по советской лицензии автомобили на базе этой машины.

ГАЗ 63 Цена

В боевых действиях в КНДР советский полноприводный армейский грузовик показал себя настоящей боевой машиной и заслужил признание военных.

Армейский автомобиль

До 1950 года кабина автомобиля была деревянной, затем металлической с деревянными дверями, а с 1956 года – цельнометаллической. Она была тесной и холодной, отопитель в конструкции появился только в 1952 году, несмотря на то, что предпусковые прогреватели устанавливались в автомобилях с начала выпуска.

Грузопассажирская платформа с высокими решетчатыми дощатыми бортами оснащалась откидными продольными скамьями для транспортировки солдат. Задний борт был откидным. От непогоды защищал тент, который натягивался на четырех дугах, устанавливаемых в специальные гнезда. Высота автомобиля по тенту составляла 2 810 мм.

Размеры ГАЗ 63

Повышало функциональность автомобиля и то, что он мог буксировать прицепы грузоподъемностью две тонны.

Армейский внедорожный грузовой автомобиль ГАЗ-63 использовался для перевозки личного состава, для буксировки орудий, для монтажа боевых установок.

Модификации внедорожника

Основных модификаций внедорожного грузового автомобиля было всего две.

Параллельно с базовой моделью выпускалась модификация с лебедкой на переднем конце удлиненной рамы ГАЗ-63А для самовытаскивания и помощи другим автомобилям в сложных дорожных условиях. Лебедка с тросом длиной 65 м приводилась в действие карданным валом через коробку отбора мощности от трансмиссии и развивала тяговое усилие до 4,5 т. Снаряженная масса автомобиля на 240 кг больше, чем у базовой модели.

ГАЗ 63

В 1958 году был выпущен тягач ГАЗ-63П с уменьшенными колесами для работы с одноосным полуприцепом грузоподъемностью до четырех тонн. Задние колеса тягача уже были двускатными. А со следующего года завод стал выпускать седельный тягач ГАЗ-63Д. В его конструкцию, в отличие от предыдущей модификации, входила коробка отбора мощности и механический вывод для привода самосвального механизма в конструкции полуприцепа.

Спецмашины на базе внедорожника

Топливозаправщики, маслозаправщики, молочные цистерны, автофургоны, передвижные автомастерские, штабные и медицинские автобусы, дезинфекционные установки, шнеко-роторные машины собирались на базе ГАЗ-63. Пожарный автомобиль связи и освещения, автоцистерны нескольких модификаций выпускал Варгашинский завод противопожарного оборудования. Штабной и рукавный пожарные автомобили производились на Московском заводе пожарных машин.

ГАЗ 63 пожарный

Для военных, кроме базовых моделей, штабных и медицинских автобусов, экранированных теплых и герметичных машин связи выпускались дезинфекционно-душевые установки ДДА-53А для санитарной обработки в полевых условиях личного состава, дезинфекции и дезинсекции обмундирования и снаряжения. Установка снабжалась паровым котлом на жидком топливе или дровах, рабочее давление в котором было четыре атмосферы, бойлером-аккумулятором, ручным насосом, пароэлеватором, контрольной аппаратурой, открытыми двумя дезинфекционными камерами и душевыми кабинами с двенадцатью душевыми сетками.

Технические характеристики

Поскольку на заводе практически одновременно с армейским создавался грузовой автомобиль гражданского назначения ГАЗ-51, большая часть узлов и деталей была унифицирована, что позволило со временем собирать эти машины на одном конвейере, удешевив тем самым сборку и упростив эксплуатацию.

Двигатель на армейский внедорожник установили с ГАЗ-51 шестицилиндровый карбюраторный нижнеклапанный объемом 3,5 тыс. куб. см. Небольшой запас мощности в 70 л. с. и скорость 65 км/час компенсировались запасом хода с полным грузом без дозаправки в 780 км.

ГАЗ 63 Дизель

Два топливных бака, основной и дополнительный, давали запас топлива почти в 200 л бензина. ГАЗ-63 (дизель) появился в различных самодельных вариантах и дорабатывается умельцами до сих пор.

Коробка передач в этой машине четырехступенчатая, сцепление – однодисковое, сухое, в раздаточной коробке – две ступени и демультипликатор, который оборудован не только понижающей, но и прямой передачей для снижения расхода топлива на шоссейных дорогах.

ГАЗ-63 был вынослив, неприхотлив и прост в эксплуатации, обладал высокой проходимостью, благодаря этим характеристикам выпускался почти двадцать лет. Его можно встретить и сейчас не только у любителей - с консервации, на соревнованиях, но и на дорогах. Цена его колеблется на авторынке от 60 до 450 тысяч рублей, в зависимости от состояния и наличия родных деталей и узлов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество