Коробка отбора мощности: устройство, принцип работы, основные типы

Коробка отбора мощности, или КОМ, - важнейший компонент, без которого невозможна работа многих видов спецтехники. Этот механизм служит для передачи крутящего момента от двигателя к различным исполнительным устройствам - лебедке, подъемнику, самосвальному кузову и т.д.

Правильный выбор КОМ в соответствии с параметрами трансмиссии и назначением техники обеспечит надежную работу всего оборудования. В статье мы подробно рассмотрим устройство и принцип действия коробок отбора мощности, их разновидности и характеристики.

Устройство и принцип работы КОМ

Коробка отбора мощности:

Коробка отбора мощности (КОМ) - это механизм, предназначенный для передачи части мощности от двигателя к вспомогательным агрегатам транспортного средства. КОМ устанавливается на коробку передач или раздаточную коробку и соединяется с их валами при помощи шестерен. Благодаря КОМ вращение коленчатого вала двигателя может передаваться не только на ведущие колеса, но и на другие механизмы.

Основными элементами КОМ являются:

  • Промежуточная шестерня, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала коробки передач.
  • Включаемая шестерня, соединенная с валом отбора мощности. При включении КОМ она входит в зацепление с промежуточной шестерней.
  • Муфта включения, обеспечивающая соединение включаемой шестерни с валом отбора мощности.
  • Вал отбора мощности, на который передается крутящий момент.
  • Корпус КОМ.

Принцип работы КОМ заключается в следующем. При неработающей КОМ вращение от двигателя через коробку передач передается только на ведущие колеса. Включаемая шестерня КОМ не входит в зацепление с промежуточной. При включении КОМ происходит соединение включаемой шестерни с валом отбора мощности с помощью муфты. Включаемая шестерня входит в зацепление с промежуточной. Вращение промежуточной шестерни через пару с включаемой передается на вал отбора мощности. Отбирается часть мощности двигателя. Крутящий момент от вала КОМ через карданный вал или гидронасос приводит в действие вспомогательное оборудование.

Основные типы и характеристики коробки отбора мощности

Коробка отбора мощности:

Коробки отбора мощности классифицируют по нескольким признакам. Во-первых, по способу установки на транспортное средство они делятся на боковые, торцевые и комбинированные. Боковые КОМ монтируются на боковой поверхности коробки передач, торцевые - на торцевой части. Комбинированные объединяют в себе оба варианта крепления.

Еще один важный критерий классификации - количество выходных валов. Различают одновальные, двухвальные и трехвальные КОМ. Число валов определяется количеством агрегатов, которые приводятся в действие за счет отбора мощности.

По типу привода КОМ делятся на механические, гидравлические, электрические и пневматические. Наиболее распространены механические коробки отбора мощности.

По зависимости от сцепления коробки отбора мощности бывают зависимые и независимые. Зависимые КОМ работают только при выключенном сцеплении, независимые - вне зависимости от состояния сцепления.

Важной характеристикой КОМ является передаточное число. Оно показывает отношение угловых скоростей входного и выходного валов. Чем выше это число, тем больше снижается скорость и увеличивается крутящий момент на выходном валу.

Также коробки отбора мощности различаются по максимально передаваемой мощности. Этот показатель обычно составляет 20-25% от полной мощности двигателя, но может доходить и до 40%.

При выборе КОМ необходимо учитывать еще ряд характеристик: тип соединения с КПП или раздаточной коробкой, наличие блокировки от самопроизвольного включения, допустимые углы смещения карданных валов, массу и габариты, присоединительные размеры и др.

Таким образом, коробки отбора мощности отличаются большим разнообразием конструктивных схем и технических характеристик. Правильный выбор КОМ в соответствии с особенностями транспортного средства и условиями эксплуатации является залогом надежной и эффективной работы механизма отбора мощности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.