Древнегреческие музы — покровительницы искусства и науки. Они вдохновляли на создание шедевров, помогали сосредоточиться на главном и ценном, видеть прекрасное даже в самых привычных и простых вещах. Одна из девяти сестер, муза Эрато, была связана с любовной лирикой и свадебными песнями. Она вдохновляла на проявление и восхваление лучшего из чувств, учила бескорыстно отдаваться любви.
Версии происхождения
В греческой мифологии существует несколько вариантов легенды о происхождении муз, а также разные сведения об их количестве. Одна из версий гласит, что девы были дочерьми Урана и Геи. Их называют сегодня архаическими музами. Согласно Павсанию, культ этих существ основали великаны Алоады, которых звали От и Эфиальт. Муз было всего три: Мелета (что означает «опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»).
В античных источниках есть указания, что девять богинь появились после прибытия из Македонии Пиэра. Он установил привычное для нас сегодня число муз и дал им имена. Встречается в древних текстах и мнение, что существовали старшие и младшие покровительницы искусств. Первые были дочерьми Геи и Урана, вторые — Зевса. Олимпийские музы (те, о которых чаще всего упоминают поэты и писатели), можно сказать, являются наследницами архаических. По версии, наиболее привычной сегодня, отцом всех девяти был Зевс.
Дочери громовержца
Матерью муз в этой традиции считается Мнемосина (или Мнемозина) - титанида, дочь Урана и Геи. Богиня в мифологии древних греков представляла собой олицетворение памяти. Зевс в образе пастуха девять ночей приходил к Мнемосине, и вскоре она родила прекрасных муз. Дочери переняли у матери способность помнить прошлое, знать настоящее и видеть будущее.
Девять сестер: муза Эрато, Клио, Терпсихора, Каллиопа, Эвтерпа, Полигимния (Полимния), Урания, Мельпомена и Талия — покровительствовали каждая определенному виду искусств. Они дарили вдохновение тем, к кому благоволили, и жестоко наказывали всех, кто оскорблял или разочаровывал их. Любимцами муз были поэты, музыканты и танцоры, а также историки и астрономы. Живопись и скульптуру древние греки считали менее ценными и относили их к числу ремесел.
Музы и их символы
Узнать каждую из девяти сестер легко по тем предметам, которые они держат в руках. Клио, отвечающая за историю, чаще всего изображается со свитком пергамента. Иногда она держит солнечные часы: история и время — две неразрывно связанных категории.
Муза эпической поэзии Каллиопа обычно предстает в виде мечтательной девушки со стилосом (палочка, которой выдавливали знаки на восковых табличках) и дощечкой для записей. Ее сестра Терпсихора, покровительствующая танцорам, не расстается со своими музыкальными инструментами. Как правило, это лира или арфа. Ее голову украшает лавровый венок.
Мельпомена и Талия — музы, особо почитаемые в театре. Под их покровительством находятся трагедия и комедия. Мельпомену можно узнать по печальной маске, которую муза держит в одной руке. Вторая нередко занята кинжалом или мечом — напоминанием о каре, что ждет непокорных божественной воле людей. Талия также держит маску, но веселую. Кроме того, муза комедии часто изображается с жезлом или тимпаном в руках.
Атрибут Эвтерпы, отвечающей за лирическую поэзию, — флейта. Муза торжественных гимнов Полигимния живописцами и скульпторами изображается замершей в раздумьях и облокотившейся на скалу. Нередко ее руки держат свиток.
Урания — муза астрономии. Ее, пожалуй, узнать проще всего. Атрибуты музы — циркуль и глобус. И наконец, Эрато — муза любовной и свадебной поэзии. Она всегда держит лиру (или кифару), способную издавать самые нежные и прекрасные звуки.
Муза Эрато: биография
Эрато, как и ее восемь сестер, считается дочерью Зевса и Мнемосины. С другими музами она любила водить хороводы вблизи гор и источников чистой воды. Местом обитания муз часто называют Парнас с Кастальским ключом у подножия или Геликон в том месте, где бьет источник Иппокрены.
У Эрато был возлюбленный Мал (из Эвпидавра), от которого она родила дочь Клеофему.
Жизнь как искусство
Вчитываясь в мифы, наблюдательный человек не упустит из виду, что музы не просто дарили вдохновение своим любимцам. Они объясняли, как наилучшим образом обращаться с тем или иным аспектом реальности, показывали, что в жизни достойно пристального внимания. Так, Урания призывала уйти от суеты и обратить взор к вечному и изначальному: божественным законам, движению небесных тел. Полигимния учила, что слово — не просто буквы в определенном порядке, но могучая сила, и ею можно управлять.
Прекрасная, как сама любовь
Эрато — муза любовной лирики. Конечно, она благоволила поэтам и романтикам, но это еще не все. Именно Эрато учила пылко и страстно говорить о любви, вдохновляла мужчин и женщин на откровенные признания. Само ее имя говорит о связи музы и древнегреческого бога Эрота, сына Афродиты. Эрато учила радоваться, дарила любовь не только к мужчинам или женщинам, но к миру во всех многообразных проявлениях. Как и сестры, она осуждала тщеславие и корысть, а покровительствовала лишь тем, кто способен на истинные и глубокие чувства.
Гамелион
Эрато — муза любовной поэзии и вдохновенных песен. Она незримо присутствует, согласно древнегреческим представлениям, везде, где поют и рассказывают о прекрасном чувстве. Неудивительно поэтому, что именно ей приписывают создание особого рода песен, гамелиона. Исполняли их только во время свадебного обряда. Пышное торжество в Греции никогда не обходилось без музыки и пения. Муза Эрато, незримо присутствующая во время первых встреч и пылких признаний, сопровождает и жениха с невестой, украшая свадьбу пением и игрой на кифаре. Правда, только в том случае, если торжество — итог взаимного притяжения и любви, а не расчета.
Чистота и вдохновение
Как уже было сказано, муза Эрато не любила тех, кто в чувствах, поэзии и браке искал лишь выгоду. Древние греки связывали ее с чистотой, в том числе помыслов и духа. Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах. Ее голову украшали розами. Греки верили, что муза Эрато способна подарить умение видеть во всем красоту, преобразовывать пространство вокруг себя, одухотворять его и наполнять радостью. Такое состояние знакомо всем влюбленным: каждый предмет и человек становится как бы светящимся изнутри, из сердца льется теплый неудержимый поток и хочется творить. Таким состоянием наполняет Эрато, муза любовных песен. Она помогает исцелить раны души и сердца, преобразует до неузнаваемости окружающий мир, наполняя его праздником и яркими красками. Эрато дарует способность говорить от сердца с чувством и проникновенно, а не копаться лихорадочно в голове в поисках очередного слова. Можно сказать, что муза свадебных песен учит любви как способу бытия, поэзии - как методу выражения мыслей, вдохновению - как неиссякаемому источнику идей.
Все древнегреческие мифы рассказывают о взаимопроникновении божественного и земного миров. Музы являются своего рода связующими звеньями в этом процессе. Они наделяют простых людей частичками божественной силы, помогают им творить наравне с бессмертными олимпийцами. Если вспомнить, за что отвечает муза Эрато, и попытаться прочувствовать это состояние «влюбленного вдохновения», то его близость к божественному, то есть стоящему выше обыденности, безмерному по глубине и преобразующей силе, становится более чем очевидной.
Сегодня все девять спутниц Аполлона - дочери Зевса и Мнемосины, хорошо знакомы нам по огромному числу картин и скульптур, их изображающих. Музам и в наши дни поэты, художники и другие мастера не стесняются посвящать свои произведения. Безусловно, их привлекает красочность образа, а возможно, они надеятся, что и в современном мире полезно заручиться поддержкой столь древних и прекрасных богинь.