Каждый год в последнее воскресенье первого месяца осени во всем мире отмечается праздник – День глухих, утвержденный в 1951 году в связи с созданием Международной Ассоциации глухонемых. Теперь он отмечается 27-29 сентября ежегодно.
Согласно статистическим данным, каждый девятый человек на Земле имеет сложности со слухом. Причины данного заболевания совершенно разные: последствия болезни, несчастных случаев, врожденные пороки. Во всем мире насчитывается порядка 30 миллионов глухонемых, причем на Россию приходится порядка 40%, 5% из которых - дети, не достигшие совершеннолетия. Большое количество людей, объединенных одной общей проблемой, реализовало идею определить Международный день глухих.
История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.
Методика обучения Шарль-Мишеля де л’Эпе
У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики, основанной на работах европейских философов Д. Дидро и Я. Коменского.
Сурдопедагогика включала в себя использование различных речевых средств: вербальные (письменная и устная речь) и невербальные (язык жестов) способы. Последний был основным. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.
Свои умозаключения Шарль де л’Эпе изложил в трудах "Обучение глухонемых посредством методики знаков" и "Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом".
День глухих во Франции
Королем Франции была одобрена деятельность священника и оказана финансовая поддержка школе, которая получила широкую известность во всей Европе. Но помощи было недостаточно, и аббату приходилось тратить все свои доходы на содержание учебного заведения, что в конечном итоге его разорило.
С начала 19 века выпускниками Института глухонемых в Париже ежегодно отмечается день рождения Шарль-Мишеля де Л'Эпе, празднования в его честь стали традиционными. Это тоже своеобразный день глухих во Франции.
Позже во Франции появилось еще три специализированных учреждения для глухонемых – в Бордо, Меце, Шамбери, а в Париже существует и по сей день. Глухих не выделяют во Франции в отдельную категорию, к ним нет особенного отношения – они ведут нормальный обычный образ жизни.
Языки жестов
2,5 тысячи языков существует на Земле. Но язык взглядов и жестов – одна из интереснейших форм общения. Всемирной Федерацией глухих еще в 50-м году была разработана система жестов – жестуно. Необходимость в данном языке возникла для обслуживания таких мероприятий как конгрессы, симпозиумы, конференции, олимпиады.
В первом словаре, опубликованном в 1965 году, содержалось триста жестов, а в издании 1975 года – 1500.
Жестуно не был идеальным языком и имел ряд недостатков:
- отсутствовали грамматические правила;
- жесты сложно было использовать в контексте;
- в основе лежало только 4 языка - британский, итальянский, американский и русский.
Впоследствии возникла необходимость возникновения языка, способного обойти данные проблемы. Так и появилась международная жестовая коммуникация, которая развилась естественно, без искусственного научного вмешательства. Данная система позволила общаться глухонемым из разных стран.
Отношение к глухонемым в России
Сегодня в России Всемирный день глухих также отмечается, но немногие знают, что первая российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г. при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.
В начале 20 века в Москве появился первый не только в России, но и в Европе детский сад для неслышащих детей. В то время учреждения обучения для дошкольников были в единичном количестве. Специальное образование сложилось в систему и получило развитие лишь в начале 30-х гг. прошлого столетия. Так к середине 90-х гг. 20 века насчитывалось порядка 84 школ для глухих (в которых обучалось до 11 500 человек), 76 школ для слышащих, но слабо (в них обучалось 10 000 человек). В настоящее время количество специальных образовательных институтов, где преподают квалифицированные учителя, значительно увеличилось. А Международный день глухих в таких образовательных центрах является одним из основных праздников.
Для родителей детей с проблемами со слухом в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге) есть возможность устроить своего ребенка учиться в специальных образовательных учреждениях и посещать данные заведения на стандартной основе каждый день. Глухого человека с рождения под свою опеку и контроль государство взяло еще в советские времена. Действовала четко выстроенная система обучения: начало в детском саду, продолжение в школе-интернате, далее ПТУ и вуз.
Система обучения глухих детей
Данная система сохранена и сегодня. Сады способны принимать детей от 1,5 лет. В городах, где отсутствуют спец. заведения для глухих детей, открываются специальные группы в обыкновенных учебных учреждениях. Детей учат не только читать тексты, адаптированные под их возможности, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и работают с правильным восприятием ребенка мира, развитием своего собственного "Я". С ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия. В том числе ежегодно отмечается День глухих. Для детей это действительно настоящий праздник.
Всероссийское общество глухих (ВОГ)
Всероссийское общество людей с нарушениями слуха, образованное в 1926 г., существует и по сей день. Глухих, объединенных в одно большое сообщество, насчитывается уже более 90 000.
В составе Всероссийского общества глухих 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают неслышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
Данное общество включает более 340 учреждений культурного значения (как регионального, так и местного уровня), Московский театр мимики и жеста, реабилитационные центры и организации.
Главные задачи ВОГ
Защитить права и повысить качество жизни глухого человека – вот главные задачи ВОГ. Общество активно взаимодействует с государственными структурами власти и как результат – новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, а также техника и услуги, которые предоставляются людям с ограниченными возможностями бесплатно: слуховые аппараты, специальные мобильные телефоны, факсы, сигнализаторы, телевизоры, услуги сурдоперевода и т.д.
Еще одна из задач ВОГ – информировать общество о жизни инвалидов, их проблемах, способах решения. Социально ориентированный подход к празднованию в нашей стране такого мероприятия, как Международный день глухих – это тоже отчасти их заслуга.
Законодательное утверждение языка жестов в РФ
Не без активного участия ВОГ в России законодательно утвердили язык жестов в конце 2012 года, а также одобрили изменения в ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», уточняющем статус жестового языка в русской транскрипции, определяющем его в качестве языка общения при наличии проблем со слухом и/или речью. По данному ФЗ при получении слабослышащим образования государство обязано обеспечить его специальными учебниками, пособиями и иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчика.
К сожалению, в действительности закон не претворяется в жизнь на сто процентов. В настоящее время пока только изменилось отношение к жестовому языку, но и переводчиков, и квалифицированных преподавателей не хватает. Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится. Конечно, все понимают, что на это потребуется не один день. Глухих людей услышат, рано или поздно! Не зря глухонемым за всю историю цивилизации удавалось посредством других органов чувств передавать собственные мысли и эмоции. Среди них немало выдающихся и действительно талантливых личностей.