Во времена самые тяжкие для Руси работал великий иконописец Даниил Черный (1350–1428). Народ томился под игом пришедших с востока войск Батыя. Они жгли и разоряли города, посады, села и уводили в полон русских людей.
Жизнь иконописца
Исторических источников совсем не сохранилось. Достоверных сведений об иконописце не осталось. Даниил Черный творил в те темные и мрачные времена, когда пожары были повседневностью. В монастырях, центрах культуры, горели рукописи и летописи. Поэтому мы практически ничего не знаем о том, как жил Даниил Черный. Биография его скрыта в веках. Татаро-монгольские набеги на северо-восток Руси были обычным делом. За сто пятьдесят лет ига люди привыкли бояться. Но дело художника – поднять душевное самочувствие человека, помочь вопреки обстоятельствам верить, любить и жить. А кроме того, единства на самой Святой Руси не было. Князья без конца воевали друг с другом. Гибли русские люди в усобицах князей.
Живопись средневековой Руси
И вот в такое время русская живопись испытывает небывалый расцвет. Имена Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев – гордость русской культуры. Это были монахи-иконописцы. На их творчество оказала большое влияние иконописная культура Византии. Но на Руси с течением столетий она подверглась трансформации. Иконы, правда, также писались на досках. Но художник долго обдумывал, как отразить божественный замысел. Даниил Черный расписывал фресками Успенский собор во Владимире-на-Клязьме и писал иконы.
Икона «Иоанн Предтеча» посвящена небесному покровителю, который способствует миру и исцеляет от болезней, когда к нему идут с молитвой и верой. Выполнение фресок требует от художника большой быстроты в работе, а следовательно, огромного мастерства. Просто на мокрой штукатурке краски быстро сохнут, и художнику нужна точность. У иконописца осталось всего несколько работ, например «Св. мученик Зосима» (1408 г.). Это был добрый пустынник-отшельник, который общался с дикими зверями, как с людьми, и это было ему послано Господом в утешение. Но именно поэтому его обвинили в колдовстве и, предав мукам, убили. Почему иконописца привлек образ этого святого? Наверное, потому что и татары, и князья не ценили людей и безжалостно уничтожали их. Св. Зосима должен был напоминать нашим князьям о милосердии. Через века фреска доносит колорит своей эпохи. Золотом крыт фон, из которого выступает и вся светится белым нарядом фигура святого. В работе нет пестроты. Краски свежи и гармоничны. В руках святого – Писание, которое в трудные минуты дает ему силы.
Фреска «Лоно Авраамово»
У старца, чье имя ранее переводилось как «отец мой высок», с его женой Сарой не было детей. Но Господь вывел его из города Ура, дав новое имя – Авраам, что означает в переводе «отец народов многих», и произвел от него новый богоизбранный народ. А быть соединенным с его лоном означает укрыться защитой Авраама. И в те времена, и в наши дни не перестает быть актуальной эта тема, тема сокрытия от бед и напастей. Фреска олицетворяет рай. Она выполнена в благородных спокойных голубовато-зеленоватых тонах, которые напоминают, что есть место уюта и спасения.
Творчество Даниила Черного повлияло на работы его гениального ученика и друга Андрея Рублева. Это был истинный живописец, несший людям утешение и надежду.
Он умер от чумы и упокоен предположительно в Спасском соборе Андроникова монастыря, который стоит на берегу Яузы.