Понятие «очаровательная женщина» как будто было создано для Ольги Николаевны Андровской. Да и восхищенное «чертовка» ей очень подходит. Вернее, ей такой, какой она была на сцене и на экране.
И в последней своей оглушительно популярной роли пани Конти из спектакля «Соло для часов с боем» она играла именно такую, только постаревшую, пленительную и обворожительную в прошлом женщину.Гены матери
Говорят, что она мастерски владела смехом, который имел много интонаций, и умела заражать им других. Ольга Андровская родилась в позапрошлом веке, в 1898 году, в семье будущего адвоката, а тогда студента юридического факультета Николая Шульца. Ее матерью была француженка Мария Ригуле, приехавшая в Россию преподавать язык. Может быть, в этом кроется причина редкого обаяния Ольги Николаевны? Может быть, гены матери передали ей настоящий французский шарм? Если это так, то весь ее темперамент, пикантность, юмор и лукавство забирала сцена.
Любимый и единственный
Такими были ее героини, а в жизни, по свидетельству людей, хорошо ее знавших, Ольга Андровская была человеком скорее печальным и совсем не «бойцом». Сама она говорила, что жить ей грустно, а играть весело. Но, очевидно, эта фраза относилась к тому периоду жизни, когда уже умер горячо любимый муж – архипопулярный в те времена артист театра и кино, сыгравший главную роль в первом советском звуковом фильме «Путевка в жизнь», Николай Баталов.
Почему-то во всех статьях считают нужным подчеркнуть тот факт, что он приходился дядей Алексею Баталову. Так и пишут – Заслуженный артист РСФСР, дядя А. Баталова. Как будто это звание. Да сам А. Баталов, по многим свидетельствам, родственными связями тяготится до неприличия.Жизнь до театра
Ольга Андровская с отличием окончила в 1914 году гимназию. О карьере актрисы будущая Народная артистка СССР и лауреат Сталинской премии (I-я степень) тогда не помышляла, а как девушка из хорошей, обеспеченной семьи поступила на медицинские курсы. К любой работе Ольга Николаевна всегда относилась добросовестно. Она профессионально и душевно ухаживала за многочисленными ранеными, поступающими в клинику с фронта. Позднее отец настоял, чтобы дочь пошла по его стопам, и девушка поступает на высшие юридические курсы.
Начало карьеры
Именно во время обучения на курсах Ольга Андровская начинает участвовать в спектаклях, а позднее, определившись с выбором профессии, берет псевдоним «Андровская» в честь младшего брата Андрея, скончавшегося в 1924 году от ран, полученных на войне.
Знаменитая актриса Императорских театров, учительница великой Яблочкиной Гликерия Федотова отметила талант молоденькой Андровской и посоветовала ей посвятить себя искусству Мельпомены.
Очень подходящая актриса
И вот с 1916 года Ольга Андровская – актриса очень популярного тогда театра Кроша. Одновременно она посещала и студию им. Шаляпина. В 1919 Ольга Николаевна поступает во 2-ю студию МХТ, и с этого же времени принимает участие в спектаклях знаменитого Художественного театра, а в 1924 вместе со студией входит в его состав. Первой крупной ролью Андровской на сцене МХАТа стала роль Исабели из комедии П. Кальдерона «Дама-неведимка».
К ней очень благосклонно относились отцы-основатели Художественного театра им. А. П. Чехова - К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Он же предложил ей роль Лизы в «Горе от ума», где в роли Чацкого блистал К. С. Станиславский. Не выделить ее было невозможно – Андровскую называли уникальной актрисой, обладающей удивительным обаянием, изяществом, лукавством и, самое главное, у нее была отточенная сценическая техника.Одна из самых удачных ролей
И, конечно же, Ольга Андровская, актриса, обладающая такими данными, блистала в характерных ролях. Например, Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Вообще актерский состав этого спектакля был блистательным – Баталов (Фигаро) и Шевченко, Ливанов и Завадский в роли графа Альмавивы, Степанова и Прудкин. Эскизы костюмов были выполнены Головиным. Спектакль-карнавал навсегда вписал имя Андровской в историю МХАТа и не сходил со сцены более 10 лет.
Спектакли, прославившие театр
Может быть, по театральным меркам актриса сыграла и не так много ролей, но абсолютно все они были запоминающимися. Знаменитые спектакли, такие как «Идеальный муж» или «Школа злословия», где Андровская блистала в роли миссис Чивли и леди Тизл (соответственно), очень долго не сходили со сцены, а великолепно поставленная «Школа злословия» была снята на пленку. Актриса Андровская, обладающая только ей присущим, уникальным, блестящим стилем, стала знаменитой. Для этой постановки Ольга Николаевна освоила игру на арфе, а ее партнер Михаил Яншин – на флейте.
Гениальной актрисе любая роль по плечу
Актриса Ольга Андровская, биография которой до конца дней была связана со МХАТом, сыграла там еще одну ставшую украшением репертуара театра характерную роль Рокси Харт в спектакле «Реклама» М. Уоткинса, которая позже легла в основу нашумевшего бродвейского спектакля «Чикаго». За Андровской закрепилась слава комедийной актрисы. Но Ольге Николаевне любая роль была по плечу, например Пановой в «Любови Яровой». Многие считают, что именно эта роль стала вершиной ее творчества.
Личная жизнь
В личной жизни Ольга Андровская, биография которой с 1921 года была связана с Николаем Баталовым, была счастлива. В 1923 в семье талантливых актеров родилась дочь Светлана, в которой мать души не чаяла. Но простуда, которую Н. Баталов подхватил на съемках фильма «Аэлита», переросла в туберкулез. И в 1937 году актер умирает. Ольга Андровская никогда больше не выходила замуж. Отрадой для нее была дочь. Светлана выросла, стала актрисой, но успеха не добилась. Мужем ее был актер Петр Чернов, ставший необычайно популярным после исполнения роли Давыдова в фильме «Поднятая целина».
Кино и преподавательская деятельность
Ольга Андровская, фильмы которой помнят немногие, тем не менее тоже снималась довольно успешно. А роль помещицы Елены Ивановны Поповой в короткометражном фильме «Медведь», в котором ее партнером был блистательный М. Жаров, прославила ее на всю страну.
Фильм и сейчас транслируют по телевидению. Надо отметить ее педагогическую деятельность (ГИТИС) – Ольга Николаевна выпустила несколько знаменитых актеров, в 1963 году стала профессором.Великий спектакль
И прекрасным завершающим аккордом стал спектакль «Соло для часов с боем». Не каждому актеру выпадает такой подарок – так блестяще, с таким триумфом уйти со сцены. Все «великие старики» были необычайно хороши в «Соло…», но Ольга Андровская просто блистала. На репетиции ее привозили из больницы – она тогда уже тяжело болела. Умерла уникальная актриса в 1975 году от рака. Похоронена она рядом с Н. Баталовым на 2-м участке Новодевичьего кладбища.