Истинно великое видится исключительно на расстоянии. Именно так и получилось с творческим наследием русского писателя и философа Елены Ивановны Рерих. Всё то, что она создавала в первой половине двадцатого века, вошло в духовную и культурную жизнь России совсем недавно. Труды Е. И. Рерих вызвали неподдельный и глубокий интерес у наших соотечественников, которые пытались отыскать ответы на многие вопросы бытия. В данной статье будет описана краткая биография этой выдающейся женщины.
Детство и учёба
Рерих Елена Ивановна появилась на свет в Санкт-Петербурге в 1879 году. Отцом девочки был известный архитектор – Иван Иванович Шапошников. По материнской линии Елена приходилась дальней родственницей величайшего композитора М. П. Мусоргского и двоюродной правнучкой полководца М. И. Кутузова.
С самого детства у девочки проявлялись незаурядные таланты. Так, к семи годам Елена уже писала и читала на трёх языках. А став подростком, она серьёзно заинтересовалась философией и литературой. Музыкальное образование Шапошникова получала в Мариинской гимназии. Все преподаватели прочили ей карьеру пианистки, но судьба распорядилась иначе.
Замужество
В 1899 году Елена Ивановна встретила молодого и талантливого художника Н. К. Рериха. Он стал для девушки единомышленником и разделил все её убеждения. Благодаря высоким идеалам и взаимной любви данный союз был очень прочен. Вся их жизнь прошла в совместном творчестве. В 1902 году у Николая и Елены родился сын Юрий (в будущем станет известным учёным-востоковедом), а в 1904 г. – Святослав, который пошёл по стопам отца.
Переезд в США
После революции семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины. С 1916 года они жили в Финляндии, где Николай Константинович поправлял своё здоровье. Потом их пригласили в Лондон и Швецию, где Рерихи принимали участие в выставках и готовили декорации для оперного театра. В 1920 году Николай Константинович и Елена Ивановна приехали в США. Супруга сразу же активно занялась культурной деятельностью. Со временем у неё появились ученики, которые помогли женщине открыть в Нью-Йорке несколько учреждений – художественный центр «Корона Мунди», Мастер-Институт искусств, а также Музей Николая Рериха. Вскоре под эгидой этих организаций сплотилось множество образовательных заведений, творческих клубов и различных обществ, стремящихся к усовершенствованию жизни и воплощению гуманистических идеалов.
Приезд в Индию и экспедиция
Рерихи очень давно хотели посетить эту страну, богатую своими культурными и духовными традициями. И вот в декабре 1923 г. они туда прибыли. А через пару лет Елена Ивановна приняла участие в уникальной трёхлетней экспедиции по малоисследованным и труднодоступным местам Центральной Азии. Организатором данного мероприятия выступил её супруг.
Отправной точкой экспедиции стала Индия (Сикким). Из неё путешественники прошли в Ладак, Кашмир и китайский Синьцзян. Советская граница в районе Тянь-Шаня – вот куда отправились оттуда трое членов экспедиции – Николай Константинович, Юрий Николаевич и Елена Ивановна. Москва стала следующим пунктом прибытия семьи Рерихов. В столице они провели ряд важных встреч, а затем присоединились к основной экспедиции, направляющейся в Монголию через Бурятию и Алтай. Потом путешественники вошли в Тибет с целью посетить Лхасу. Но прямо перед этим городским округом их остановили представители местной власти. Экспедиции пришлось около пяти месяцев жить в летних палатках на заснеженном и морозном плато Чантанг. Именно здесь и погиб караван, а также умерли или разбежались все проводники. И только к весне власти разрешили экспедиции двигаться дальше. Путешественники отправились к Сиккиму через Трансгималаи.
Написание книг
В 1926 году Елена Ивановна жила в Улан-Баторе (Монголия). Там она выпустила книгу «Основы буддизма». В этом труде Рерих трактовала ряд фундаментальных философских понятий учения Будды: нирвану, закон кармы, перевоплощение и глубочайшую нравственную сторону. Тем самым она опровергла основной западный стереотип мышления о том, что в данной религии человек считается ничтожным, забытым Богом существом.
Живописная долина Кулу (Западные Гималаи) – вот куда в 1928 году переехала вместе с семьёй Елена Ивановна. Деятельность писательницы в тот период была целиком посвящена серии книг по агни-йоге (философско-этическое Учение Живой Этики). Труды создавались в тесном сотрудничестве с рядом анонимных философов, которые называли себя Учителями, или Великим Душами, или Махатмами.
Книги Живой Этики
Они стали настольными для многих людей. В данных трудах на первый план выдвигаются этические проблемы, обращённые к реальным, земным условиям жизни каждого человека.
Появление книг Живой Этики было напрямую связано с процессами, происходящими в духовной жизни, культуре и науке первой половины двадцатого века. Но главным толчком стал «научный взрыв», заложивший основы инновационного целостного подхода к изучению реальности. В то время многие выдающиеся умы (философы Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и И. А. Ильин, а также учёные А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский) говорили о неотделимости судьбы человечества от жизни Космоса. Также они заявляли о том, что в новой эпохе люди будут сотрудничать с другими мирами.
Основываясь на современных достижениях западной науки и древних учениях Востока, Живая Этика создаёт систему познания и раскрывает специфику космической эволюции человечества. Ключевая её составляющая – Законы. Ими определяется развитие Вселенной, поведение человека, зарождение звёзд, рост природных структур и движение планет. Ничего не существует в Космосе вне этих Законов. Также данными правилами обусловлена социальная и историческая жизнь человечества. И пока люди это не осознают, они не смогут усовершенствовать своё бытие.
«Криптограммы Востока»
Данная работа Е. И. Рерих была издана в Париже в 1929 году. Но на обложке красовалась не её фамилия, а псевдоним – Ж. Сент-Илер. «Криптограммы» описывали исторические и легендарные события прошлого, раскрывая людям неизвестные стороны жизни четырёх Великих Учителей – Аполлония Тианского, Христа, Будды и Сергия Радонежского. Последнему Елена Ивановна посвятила отдельную работу. В ней глубокая любовь писательницы к подвижнику соединилась с прекрасным знанием богословия и истории.
«Письма»
В наследии Е. И. Рерих они занимают особое место. Если учение Живой Этики Елена Ивановна, фото которой есть во многих философских энциклопедиях, создавала в сотрудничестве с учителями, то «Письма» стали продуктом её индивидуального творчества. У Рерих был удивительный дар просветителя. Не стараясь упростить проблему, она делала её доступной даже для малоподготовленных людей. Простым языком Елена Ивановна объясняла собственным корреспондентам сложные вопросы о взаимосвязи материи и духа, о влиянии космических законов, о месте человека во Вселенной. Содержание этих писем поражает не только глубоким знанием Рерих древних философских систем, трактатов европейских и восточных мыслителей, но и ясным, широким пониманием основ бытия.
Героиня данной статьи отвечала людям с разным уровнем сознания, но всегда в духе доброжелательности и терпимости. Для многих её сердечное, тёплое отношение стало верной опорой в трудные жизненные моменты. В Риге в 1940 году вышел двухтомник «Письма Е. И. Рерих». Это произведение является лишь малой частью большого эпистолярного наследия писательницы.
Последний период
1948 – вот год, в котором покинула долину Кулу Елена Ивановна. Философ вместе с сыном Юрием направилась в Кхандале и Дели (муж писательницы уже умер). Побыв там некоторое время, они решили поселиться в курортном городе Калимпонге (Индия).
Елена Ивановна совершала неоднократные попытки возвращения в Россию. Она много раз писала в Советское посольство с просьбой о выдаче визы, но ей постоянно отказывали. До самого конца жизни Рерих надеялась вернуться в Россию, чтобы привести все собранные сокровища и поработать несколько лет на благо родины. Но этого так и не произошло. В октябре 1955 года героиня данной статьи скончалась в Индии.
Заключение
Более шестидесяти лет миновало с той поры, как ушла из жизни Елена Ивановна. Творчество этой выдающейся женщины можно без прикрас назвать героическим. Чем больше с ним знакомишься, тем ясней и глубже понимаешь смысл созданных ею произведений. Оставленное Рерих наследие поистине неисчерпаемо. Своими философскими, научными открытиями оно устремлено в Новый Мир, в то Грядущее, в котором героическое творчество станет правилом, а не исключением.