Этот бомбардировщик похож скорее на перехватчик. У него есть неофициальное прозвище «Утенок», полученное из-за специфической формы носовой части. До недавнего времени о нем мало писали, но теперь новостные каналы часто показывают материалы о том, что в сирийском небе самолеты Су-34 и Су-24М наносят высокоточные удары по линиям коммуникаций, штабам и арсеналам террористического государства ИГИЛ. Можно утверждать, что эти фронтовые бомбардировщики прославились. Об одном из них и пойдет рассказ.
История и прототип
Требования к перехватчику и фронтовому бомбардировщику разные и даже в чем-то взаимоисключающие. Впрочем, у советских авиастроителей уже есть опыт преобразования истребительной авиации в штурмовую. Знаменитая «Пешка» - Пе-2 - перед войной задумывалась как двухмоторный высотный тяжелый истребитель. Нужды обороны «перепрофилировали» его в пикирующий бомбардировщик, и хотя переделка конструкции казалась проблематичной, получилось очень неплохо. Нечто подобное случилось и с перехватчиком Су-27. В 1986 году КБ Сухого начало работать над его ударной модификацией, получившей индекс Т-10В, с целью реализации, в конечном счете, концепции универсального «штурмовика», способного нести серьезную боевую нагрузку для работы над полем боя и обладающего достаточной маневренностью, чтобы дать отпор вражеской авиации. В процессе проектирования конструкторам стало ясно, что обычная кабина «спарки» не подходит для этой цели. К 1990 году было сделано главное: появилась новая носовая часть со знаменитым «утиным клювом». К середине девяностых самолет Су-34 обрел свое официальное имя (он успел побывать и Т-10В-5, и Су-32ФН). Но на вооружение официально он поступил только в 2014 году.
Видимые различия
Внешне боевой самолет Су-34 похож на своего «предка» Су-27, по крайней мере издалека. При подробном рассмотрении даже неспециалисту бросаются в глаза некоторые очевидные различия. Носовая часть расширена, пилоты сидят рядом, а не друг за другом, намного мощнее стали стойки шасси, ну и, конечно же, нос. На первый взгляд, в общем-то, и все. На техническом языке это означает, что в основу конструкции лег планер перехватчика Су-27, характеризующийся как нормальная двухкилевая аэродинамическая схема с цельноповоротными рулями высоты. Не сразу заметны непосвященному глазу удлинение (по сравнению с прототипом) корневых наплывов крыла, нерегулируемость воздухозаборников, отсутствие подфюзеляжных килей и увеличение количества узлов внешней подвески. При всем своем сходстве с перехватчиком, самолет Су-34 – тактический бомбардировщик, а следовательно, должен нести больше и дальше, чем его прототип.
Кабина
Теперь в изменениях конструкции можно разобраться подробнее. В первую очередь речь пойдет о самой очевидной детали внешнего вида. Кабина самолета Су-34 двухместная, вход в нее осуществляется по легкому трапу, упирающемуся верхним краем в люк, расположенный за створками носовой стойки. Это значительно упрощает процесс занимания пилотом и штурманом своих мест. Экипаж во время полета обеспечен всеми необходимыми условиями комфортной обитаемости, включая прибор подогрева еды, термос и ассенизационное устройство. Если кто-то из летчиков посчитает, что засиделся, он может встать и размяться - пространства для этого хватит вполне.
Но самолет Су-34 не только удобен и эргономичен. КБ Сухого позаботилось о защите экипажа: он находится в особой титановой бронекапсуле, эффективность которой уже проверена на практике. Примерно та же технология применена в конструкции штурмовика Су-25. Остекление фонаря также надежно бронировано.
Двигатели
Два двигателя типа ТРДД АЛ-31Ф со степенью двухконтурности, равной 0,571, развивают тягу по 12,5 тонн каждый, но в форсажном режиме способны добавить еще по 300 кг.
В общем, силовая установка такая же, как у Су-27. Возможно, это не такой уж и большой показатель, особенно если учесть, сколько весит самолет Су-34. ВКС РФ, тем не менее, считают, что мощности вполне достаточно, чтобы соперничать в небе с американским F-15, созданным для решения примерно тех же боевых задач. Возможны также варианты, например двигатели АЛ-35Ф, развивающие на форсаже до 14 т тяги.
Бортовая электроника
Самолет Су-34 оснащен совершенно новым БРЭО, учитывающим требования повышенной надежности (за счет дублирования) и позволяющим выходить на цель автоматически, с использованием средств спутникового наведения. Дальность обнаружения (даже для малоразмерных объектов) достигла 250 км. Это касается поиска подводных лодок (если даже они только подняли перископы), разведки, нахождения заминированных участков акватории и т. п. Что касается задач непосредственного оперативного целеуказания над полем боя, то для этого служит индикация на лобовом стекле и нашлемное управление огнем «взглядом», что позволяет значительно сократить время принятия решения. Столь широкий диапазон был бы невозможен без применения компьютерной быстродействующей аппаратной базы.
Топливная система
Для увеличения радиуса действия самолету требуется больше топлива. Четыре бака (три внутри фюзеляжа и один в крыле), а также системы дозаправки в воздухе создают условия для нанесения удара по удаленным целям, что приближает возможности Су-34 к стратегическим образцам. Выдвижных штанг две, они предназначены для работы с воздушными танкерами типа Ил-76 и другими заправщиками, состоящими на вооружении ВКС РФ. Также увеличению дальности полета способствует возможность подвески внешних баков, сбрасываемых после взлета.
Средства спасения экипажа
Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет носимый аварийный запас, оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.
Шасси
Увеличение взлетного веса продиктовало особые требования к новому шасси - оно стало более мощным, тележечного типа. Возможное повреждение, в случае полномасштабного военного конфликта, взлетно-посадочных полос основных аэродромов также стало условием повышенной проходимости для использования самолета Су-34 с менее подготовленных площадок.
Новые основные стойки стали объемнее по сравнению с Су-27, что потребовало дополнительного места в фюзеляже. Именно поэтому механизация воздухозаборников упрощена.
Вооружение
Для размещения разнообразных систем вооружения предусмотрены три подфюзеляжных узла внешней подвески и восемь подкрыльевых. Помимо них, бомбардировщик имеет встроенную пушку калибра 30 мм типа ГШ-301. Так как учесть все возможные варианты развития оперативной обстановки невозможно, предусмотрены и средства ведения воздушного боя. Для поражения вражеских самолетов на подвесках могут находиться до двенадцати ракет «воздух-воздух» тип Р-27 большой дальности, или же 8 средней (Р-77) или малой (Р-73). Но не для воздушных боев в основном создавались легендарные самолеты Су-34. Универсальное оружие с высокой точностью поражает наземные цели. Это крылатые Х-59М (до 3 шт.), обычные и противокорабельные ракеты, корректируемые и неуправляемые авиабомбы (фугасы от 100 до 500 кг), а также НУРСы в кассетах.
Характеристики
Габариты в целом примерно такие же, как у Су-27 (14,7 м - размах крыла, 22 м - длина и около 6 м - высота). Нормальная взлетная масса – 39 т, что больше, чем у тяжелого перехватчика, но меньше, чем у большинства тактических бомбардировщиков. Впрочем, она может превышать 44 т при максимальной загрузке. Самолет развивает скорость до 900 км/ч на высоте 11 тыс. и 1400 км/ч у поверхности. Боевой радиус составляет от 600 до 1130 км в зависимости от количества топлива и вооружений, перегоночная дальность достигает 4500 км. Потолок (практический) – 17 тысяч. Величина максимальной эксплуатационной перегрузки соответствует требованиям к маневренным перехватчикам - 7 g.
Боевой опыт
Только анализ эпизодов непосредственного участия в конкретных военных конфликтах может дать верное представление о достоинствах и недостатках, которыми обладает боевой с самолет Су-34. Технические характеристики сами по себе говорят о многом, но, так как этот бомбардировщик на экспорт не поставлялся, судить о нем можно только по отзывам российских пилотов и результатам его действия в реальной обстановке. Во время южноосетинской операции Су-34 для непосредственного нанесения огневых ударов не применялись, однако внесли свой вклад в подавление активности грузинских средств ПВО, создавая радиоэлектронные помехи, дезориентировавшие их. Для этого впервые на практике были использованы компактные средства РЭБ «Хибины», установленные на узлах внешней подвески.
С самого начала военной операции над территорией САР российская авиагруппа имела в своем составе шестерку бомбардировщиков Су-34, которые на этот раз применяются по прямому назначению, а именно для нанесения ударов с применением сверхточного оружия. В районе Ракка и Мадан-Джадида ими уничтожены командные пункты, узлы связи, арсеналы, тренировочные лагеря и другие объекты инфраструктуры армии террористического государства. Применение этих самолетов продолжается, и, по всей видимости, будет наращивать темпы. Такое предположение основано на высокой эффективности, продемонстрированной Су-34. В настоящее время их количество на ближневосточном ТВД увеличено до дюжины.
Реальное состояние и планы
На сегодняшний день количество самолетов Су-34, состоящих на вооружении ВКС, составляет не менее 83 единиц. Из них серийных образцов – 75, и еще 8 предназначены для доводки и испытаний. В частности, четыре бомбардировщика находятся в летно-испытательном центре им. Чкалова в Астраханской области (г. Ахтубинск). В действующих воинских частях (авиаполках) на всей территории страны - от Мурманска до Ростова и от Хабаровска до Воронежа - эти самолеты входят в состав смешанных подразделений. Согласно контракту, заключенному с МО в 2008 году, была запланирована поставка 32 единиц на общую сумму свыше 33 миллиардов рублей, из чего можно сделать вывод о том, сколько стоит самолет Су-34 (немногим более миллиарда каждый). В 2008 году заказ был увеличен еще на 92 бомбардировщика. Производственной базой стал Новосибирский авиазавод (НАПО). В настоящее время организован поточный выпуск машин, что значительно снижает себестоимость.
В ближайшие годы все еще добротные, но морально устаревшие Су-24 в авиаполках полностью заменит самолет Су-34. Технические характеристики нового образца соответствуют стандартам «четвертого с двумя плюсами» поколения, что обеспечит ему долгую службу в ВВС России.