Дети в дошкольном возрасте требуют особого внимания. Они должны учиться и развиваться. В этом могут стать прекрасными помощниками дидактические игры для дошкольников. Своими руками сделать их не составит никакого труда. Итак, рассмотрим все это подробнее.
Дидактические игры для дошкольников своими руками – назначение и цели
Воспитатели в детском саду, да и родители дома могут сделать многое для своих малышей. В том числе и дидактические игры для дошкольников своими руками. Целью их является развитие познавательных способностей детей, их фантазии и творческого потенциала.
Кроме того, дидактические игры для дошкольников своими руками помогают формировать у малышей навыки и разнообразные знания об окружающем мире, совершенствовать их умения последовательно и связно излагать свои мысли, обогащать словарный запас, развивать мышление, память, любознательность и наблюдательность, социализацию, а также мелкую моторику и тактильное ощущение.
Делаем украшения
С чего же начать? Дидактические игры для дошкольников своими руками могут быть связаны, например, с различными оригинальными интересными поделками. Допустим, с украшениями, делать которые малыши смогут самостоятельно, используя самые разные материалы: разноцветные пуговицы, камушки, трубочки различной длины, колпачки от фломастеров, ракушки, шишки, счётные палочки, крышечки, фишки, шнурки и проволоку.
Рассматривая дидактический материал, ребёнок по выбору будет нанизывать его на шнурки, изготавливая браслеты или бусы. Такие игры помогут малышу также развивать ловкость и силу рук, координацию движений.
Буквы и цифры
А теперь обратите внимание на следующий момент. Дидактические игры в старшей группе отличаются своими особенностями. Например, в этих развлечениях можно задействовать уже цифры и буквы. Малыш будет выбирать какой-то материал (пуговки, счётные палочки, ракушки и т. д.). Его напарник будет называть букву или цифру. Первый игрок – выкладывать её на столе. При этом будут закрепляться знания детей по речевому и математическому развитию, количественный и порядковый счёт, зрительная память. Обратите конкретное внимание на дидактические игры в старшей группе. Это очень важно.
В виде загадок
Лучше всего, конечно, разбивать дидактические игры по темам. Как нельзя лучше для этого подходят загадки.
Например, такая игра. Ребёнок выкладывает какой-либо предмет, или же составляет определённую композицию. При этом он использует свои познания окружающего мира и наблюдения. В этой игре закрепляются знания малышей о геометрических фигурах, формируются навыки нахождения различий и общих признаков, группирования предметов (по размеру, форме, цвету и т. д.). Ребёнок учится отвечать на вопросы «сколько?», «где?», «на что похоже?» и т. п. Одним словом, у детей развивается умственная деятельность и логическое мышление.
Для малышей средней и младшей групп в игровом процессе потребуется также и участие взрослых. В дальнейшем самостоятельность детей уже необходимо развивать. Создают такие игры благоприятную эмоциональную атмосферу, концентрируют внимание, развивают воображение.
О спорте
Ещё один вариант. Детям обязательно придётся по душе спортивная дидактическая игра. 4 года – уже вполне подходящий возраст для таких занятий. Подобные игры формируют у дошкольников элементарные представления и знания об укреплении и сохранении собственного здоровья. Они развивают не только физические, но также интеллектуальные и личностные качества каждого малыша. Дети начинают понимать то, что благодаря спорту они будут расти, становиться гибкими, ловкими, сильными и быстрыми. Рассчитан этот методический материал на родителей и педагогов, заботящихся о здоровье своих детей, а также на малышей, желающих быть красивыми и сильными.
Используются для таких игр различные демонстрационные материалы на спортивную тематику (детские книги, журналы и т. д.). Рассматривая их, ребёнок начинает составлять представление о конкретном виде спорта.
После этого подбирается целый ряд определённых комплексов. Первый – утренняя гимнастика, бодрящая, улучшающая настроение, благотворно влияющая на развитие и рост детского организма. Второй – упражнения с мячом, укрепляющие мышцы спины, боковые мышцы, пресс, придающие силу ногам и рукам. Третий – упражнения для позвоночника, которые являются залогом правильной осанки. Они позволяют не только сохранить её красивой, но и развивать подвижность суставов рук, укреплять мышцы спины, улучшать кровообращение.
Масса преимуществ
В любом случае детские дидактические игры отличаются большим количеством «плюсов». Ребёнка заметно увлекают различные сюжетные картинки. Самое главное, что играть могут как два малыша, так и больше.
Всё зависит от самой игры. К примеру, они могут выбирать понравившуюся им картинку и рассказывать друг другу по очереди, что на ней изображено, кто нарисован, что происходит, какие выполняются действия, какое это имеет значение для дальнейшего развития событий, что делается правильно или неправильно.
Между прочим, подборка сюжетных картинок также нередко затрагивает вопрос и о здоровьесбережении детей дошкольного возраста. Рассматривая их, малыш может не только обогатить свой словарный запас, но также и развить связную речь, умение составлять разнообразные тексты, и, конечно же, закреплять знания о здоровом и правильном образе жизни.
Ну а в конце игры дети могут сыграть в разрезные картинки или же собрать пазлы, отличающиеся друг от друга размерами, изображениями, геометрическими формами. В итоге, когда ребёнок составляет рисунок в единое целое, у него начинает развиваться логическое мышление, расширяется кругозор, закрепляются знания, навыки и умения. Как только картинка собрана, малышу можно предложить составить свою собственную историю, отвечая на определённые вопросы педагогов или родителей.
Одним словом, дидактические игры для детей дошкольного возраста являются очень полезным занятием. Самое главное, правильно их разработать, продумать, организовать. Для этого необходимо всего лишь использовать разнообразные методические рекомендации и подключить свою собственную фантазию.