Зачем использовать демонстрационные материалы для занятий в детском саду?

Как известно, большинству детей присуще образное мышление. Именно поэтому воспитательный и учебный процесс в юном возрасте происходит более успешно, если учитель использует в работе различные демонстрационные материалы. Что же это такое, и почему так важно применять разнообразные формы наглядности?

демонстрационные материалы

Что такое наглядное пособие для дошкольников

Демонстрационные материалы — это особые изображения предметов и явлений, специально созданные для облегчения восприятия. Они способствуют формированию у детей верных представлений и понятий, благоприятствуют выработке прочных осознанных навыков и умений. Демонстрационные материалы активно используются преподавателями на различных этапах воспитательно-учебного процесса. С их помощью дети лучше изучают новый материал, а также закрепляют и повторяют пройденное.

Демонстрационный материал для занятий в детском саду может представлять собой:

  • учебные картины;
  • небольшие раздаточные карточки;
  • диафильмы;
  • слайды;
  • игрушки;
  • природный материал: листья, шишки, желуди и так далее;
  • другие виды.

Особенную ценность имеют пособия большого размера, выполненные в ярких жизнерадостных тонах. Такие материалы пробуждают живой интерес и лучше запоминаются.

использование демонстрационного материала

Значение наглядного материала для малышей

Недаром говорят, что лучше однажды увидеть, чем сотню раз услышать. Использование демонстрационного материала помогает преподавателю моментально изобразить вещи и предметы, которые сложно выразить словами, доступными для понимания маленьким ребенком. Применение наглядного пособия при изучении материала не только экономит время учителя, но и порождает живой интерес у ребенка, привносит разнообразие в скучный учебный процесс. Поскольку зрительная память более долгосрочна, нежели слуховая, картинка в голове ребенка будет оставаться гораздо дольше, чем словесное описание.

Виды демонстрационных пособий

В качестве демонстрационного материала для изучения одного и того же предмета могут быть использованы различные виды пособий.

Таблицы. Тут имеются в виду буквенные или числовые записи, размещенные в определенной последовательности. Чаще всего информация группируется посредством колонок или представляет собой серию рисунков. При этом возможно использование сопроводительного текста, но это необязательно. Обычно таблицы размещаются на больших листах бумаги, которые можно прикрепить на плотную ткань, пластик или картон. В зависимости от вида информации таблицы могут быть:

  • справочными;
  • тренировочными;
  • инструктивными;
  • познавательными.

Изобразительные материалы. Сюда можно отнести плакаты, картины, аппликации, наборы карточек, изображающие различные объекты или природные явления. Сюда же можно причислить демонстрационные материалы в виде моделей приборов для измерения и инструментов:

  • муляжи разнообразных предметов и товаров;
  • весы;
  • циферблат;
  • модели различных мер (литр, метр и другие);
  • муляжи геометрических фигур.

демонстрационный материал для занятий в детском саду

Предметы окружающего мира, природные материалы. Такими материалами могут выступать фрукты, овощи, палочки, шишки, карандаши, книги, игрушки, цветы, листья и многое другое. Чаще всего именно этот вид дидактического пособия применяется при изучении математики и основ счета. Некоторые предметы используются также для демонстрации основ геометрии. Например, бублик — это круг, мячик — шар, а тумбочка — это куб.

Применяем правильно

Знание видов демонстрационного материала способствует их правильному подбору и использованию, что очень важно для повышения эффективности обучения. Конечно, современная полиграфическая промышленность позволяет без особого труда приобрести все необходимые учебные материалы. Но гораздо лучше и эффективнее работают дидактические материалы изготовленные руками самих детей. Поэтому нужно активно привлекать малышей к этой творческой работе. Это способствует выработке определенных навыков, развитию воображения и мелкой моторики, овладению дополнительными знаниями и умениями. Дальнейшая работа с демонстрационным материалом, изготовленным собственными руками, побуждает ребенка с уважением относиться к чужому труду.

в качестве демонстрационного материала

Но, как известно, все хорошо в меру. Очень важно соблюдать правило достаточного и необходимого использования материала. Если применять демонстрационный материал там, где это совершенно неуместно, можно не только не научить детей мыслить правильно, но и вовсе увести их в сторону от поставленной задачи. Ярким примером отрицательного воздействия может стать такой: ребенок учится выбирать правильное арифметическое действие при решении задания. Если для достижения поставленной цели будет использована иллюстрация, на которой к двум зайчикам, сидящим на полянке, прибегает еще один, ребенок найдет правильный ответ простым пересчетом. При этом он совершенно не станет задумываться над тем, какое же именно действие нужно применить. Задача не будет достигнута. Более того, в данном случае применение демонстрационного материала, наоборот, затормозит формирование навыка определения верного действия над предложенными числами.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.