В начале XVII века в одном из исследуемых захоронений итальянский путешественник обнаружил экзотические портреты, которые вызвали у европейцев настоящий шок – настолько они отличались от других.
Важная историческая находка
Однако настоящую известность получила археологическая находка мумий в 1887 году вблизи города Фаюм, заселенного в древности египтянами. После завоеваний А. Македонского свое место там заняли и греки с римлянами. Погребальный культ, связанный с бальзамированием умерших, претерпевает свои изменения. Если раньше египтяне клали на лицо мумифицированного тела, заключенного в саркофаг, различные маски, не являющиеся реалистичными изображениями покойного, то местные художники писали объемные портреты восковыми красками на устойчивом к гниению дереве, иногда на холстах, которые наклеивались на дощечку.
Фаюмский оазис, приоткрывший неизвестные стороны творчества древних художников, и дал название живописным изображениям умерших, которые произвели поистине настоящую культурную революцию в то время. Портреты, обрезанные под нужный размер, крепились к голове мумии: на фоне белых бинтов, словно из окошка, смотрело реалистическое изображение покойного человека.
Техники нанесения красок
Художники применяли особую технику энкаустики, которая предполагала нанесение красок сразу на дерево без предварительной его обработки. Портрет фаюмский представлял собой изображение покойного, которое наносилось кисточками и нагретыми металлическими стержнями. Работа эта была весьма трудоемкой, требующей особых навыков, поскольку исправления в портрете не допускались. За счет высокой температуры тщательно приготовленные восковые краски плавились, образовывая при застывании неровную поверхность, создающую эффект объема. Кроме этого, мастера использовали золотые листы, подчеркивая фон, венки на голове или какие-либо детали одежды.
Еще одной техникой, использованной в написании погребальных портретов людей, является темпера. Изображения, созданные на основе пигментов, смешанных с животным клеем, выполнялись на матовой поверхности кистями с менее заметным контрастом света и тени. Ученые отмечают долговечность таких изображений: фаюмские портреты Древнего Египта из античной живописи сохранились лучше всего, и до наших дней они дошли, не потеряв яркости цвета и не поддавшись временным изменениям.
Римское искусство изображения мертвых
Нельзя забывать, что написание ритуальных портретов входило в традиции и Римской империи, только изображения не становились частью погребального культа, а образы покойных предков и почивших императоров хранились во дворах, называемых атриумами. Стилистические особенности были схожи с живописью фаюмских портретов, однако археологи обнаружили малую толику произведений римского искусства, а вот древние шедевры мировой живописи египтян, как считают ученые, дошли в таком хорошем состоянии до потомков благодаря не только уникальной технике нанесения красок, но и засушливому климату страны.
Схожесть с иконописью
Созданные тысячелетия назад портреты, ставшие настоящим чудом в мировом искусстве, донесли до потомков живые образы людей. Уникальные изображения древних египтян, живших во времена эллинизма и римской власти, не просто передавали облик человека. Огромные печальные глаза, смотрящие сквозь наблюдателей, как будто видят то, что неподвластно взорам ныне живущих.
Не случайно под влиянием таких реалистичных изображений, находящихся по другую сторону жизни, стали формироваться каноны иконописи. Но не стоит забывать, что это все-таки ритуальные портреты, не предназначенные для созерцания живыми, а создавались они исключительно для погребения, ведь египтяне всегда уделяли огромное значение загробной жизни.
Погребальный портрет как предшественник иконописи
В дальнейшем византийская иконопись испытывает влияние творчества древних мастеров, пишущих на дереве восковыми красками и использующих тончайшие пластинки сусального золота. Взгляд на ритуальных портретах, устремленный в другой мир, постепенно перекочевывает в религиозное искусство Византии. По стилистике принято считать фаюмский портрет проиконой, погребальный образ печален и призван сохранить в памяти любимые черты ушедшего человека. На иконе жизнь побеждает смерть, а лицо повернуто к Богу, и смысл ухода заключается не в расставании, а в пасхальной радости от встречи. Художники словно вглядывались в душу, передавая не сиюминутный образ, а рассматривая его с точки зрения бессмертной личности, преображенной в свете вечности.
От реалистических портретов – к идеальному лику
Исследователи убеждены, что все изображения писались с живого человека, так как доступ к покойным и работа с ними были строго запрещены египетским мастерам. Поэтому погребальный портрет (фаюмский) заказывался заранее, нарисованный еще при жизни, он висел в доме до кончины человека. Некоторые ученые предположили, что, возможно, были еще изображения на папирусе, с которых и изготовлялись посмертные копии для мумий.
Если говорить о реалистичности облика покойных, то она, безусловно, обманчива, все-таки это вневозрастные изображения некоего идеального образа, словно застывшего в вечности. Известны мумии, с погребальных портретов которых смотрели молодые лица, хотя в действительности люди умерли в преклонном возрасте. Византийская иконопись двигалась от реального портрета к идеальному и вечному лику, придерживаясь определенных правил написания святых образов.
Стилистические изменения
Стоит упомянуть, что с развитием христианства в написании фаюмского портрета происходят глобальные изменения, в нем осмысляется изображение человека, а духовное начало все более преобладает над телесным. Творцы Римской империи ощущают заметные перемены в восприятии мира, выражающиеся в условной манере выполнения обликов, отдается предпочтение аскетичным контурам, нежели объему.
Носящий культовый характер портрет фаюмский меняется стилистически, переосмысляя человеческий образ. Христианство, утвержденное в IV веке в Египте, прекращает практику бальзамирования, а техника энкаустики постепенно забывается вместе с исчезновением погребальных изображений.
Особенности ритуальных портретов
Исходя из негласных правил живописания ритуальных образов, отмечаются следующие особенности, характеризующие погребальные портреты той эпохи:
- Источник света находится сверху, правая от смотрящего зрителя сторона лица расположена в тени.
- Головы повернуты на три четверти, прямые изображения практически отсутствуют.
- Взгляд устремлен поверх наблюдателей, а не в глаза зрителя.
- На лице не отображаются эмоции, широко раскрытые глаза печальны.
- Фон портрета – однотонный: либо светлый, либо золотой.
- Асимметричность левой и правой сторон лица (уголки губ, брови, уши отличаются ракурсами и изображаются на разном уровне). Считается, что это новое веяние в живописи стало попыткой передать перспективу изображаемого образа.
Так как погребальный портрет (фаюмский) писался еще при жизни человека и, возможно, долгое время находился в его доме, то практически все нарисованные на нем предстают молодыми людьми. После смерти изображение вкладывалось в бинты мумии, а на голову тщательно наносили через трафарет венок из золота, символизирующий вечную жизнь.
Погребальные портреты как отражение веяний моды
Погребальные изображения – это настоящая художественная галерея, создающая уникальную атмосферу причастности каждого зрителя к великому искусству, дарящая эстетическое наслаждение. По фаюмским портретам легко можно проследить эллинистическую моду того времени. Мужчины изображались в светлых одеждах, а женщины – в красных, белых или зеленоватых одеяниях. Украшения соответствовали определенной эпохе, точно так же, как и прически. Считалось, что особый стиль задавала семья императора, изобретавшая новые способы укладки волос, особенно для женщин, а вот в провинции из столицы мода доходила крайне медленно.
Музейные шедевры мировой живописи
Ученые насчитывают не более 900 фаюмских портретов, производящих неизгладимое впечатление и ставших вполне самостоятельной категорией в искусстве. Думается, что даже небольшая художественная галерея мечтала бы обладать древним сокровищем погребального культа древних египтян. Такие портреты сейчас очень дорогие на различных аукционах, а интерес частных коллекционеров к ритуальному искусству возрастает с каждым годом. Нельзя не упомянуть о большом количестве подделок и копий, но искусно сделанные полотна в стилистике погребальных образов не соблюдают традиций изображения посмертного облика.
Некоторые уникальные произведения, дошедшие до наших дней, сейчас хранятся в коллекциях больших мировых музеев, в том числе в Пушкинском. В зале античного искусства каждый интересующийся культурой и живописью сможет рассмотреть невероятные по глубине передачи образов фаюмские портреты. Пушкинский музей в Москве хранит более 20 погребальных изображений, полюбоваться на которые специально приезжают даже иностранцы. На самом известном портрете юноши изображен настоящий красавец с мужественными чертами лица и горящими, как угольки, глазами. Весь его облик предполагает горячий темперамент и своенравный характер, а сочетание контрастных цветов словно нагнетает внутреннее напряжение.
Египетское искусство навсегда останется настоящей сокровищницей всех времен и народов, а фаюмские портреты, художественная значимость которых невероятно велика, по праву считаются подлинными шедеврами искусства. Их можно назвать вратами, открывшими для будущих мастеров новые пути творчества, выразившиеся в создании византийской иконы.