Гончарные промыслы на земле возникали еще до нашей эры в тех местах, где находились пластичные красные и белые глины. "Не боги горшки обжигают",– так говорили древние греки и были правы, идя от простых форм к очень сложным.
Возникновение промысла под Рязанью
Вятичи во времена Киевской Руси обнаружили глину, подходящую для изготовления посуды, в тех местах, где позже вырастет город Скопин под Рязанью. Но в массовом количестве ее стали изготавливать с середины XVII века.
Изделия предназначались для крестьян. Это были и посуда, и черепица, и даже трубы для печей. Много позже, лет через 250, появились артели, в которых делали и лаконичные изделия, и изделия очень замысловатых форм: кумганы, квасники, подсвечники. Так рос и развивался Скопинский керамический завод. Скопинская керамика была показана на выставке в Париже в 1900 г. Там были представлены характерные фантазийные формы подсвечников, сосуды, украшенные лепниной. А поливы были коричневого, желтого, зеленого и серебристого цвета.
Чем славится завод
С 1914 по 1920 годы, в лихие годины войны, производство остановилось, но оно вновь открылось в середине 30-х годов, когда образовалась Скопинская фабрика художественных изделий. Она была создана, когда объединились примерно пятьдесят гончарных мастерских, которые были связаны между собой артелью «Керамик». Скопинская фабрика художественной керамики производит также кашпо, подсвечники, кактусницы и цветочные горшки, имеющие поддоны для слива воды. Объем у них может доходить до 50 литров.
Керамика скопинская отличается необыкновенно широким ассортиментом, в который входят напольные и настольные вазы, карандашницы, копилки, посуда для микроволновой печи, изразцы и многое другое.
Производство
Сухая глина хорошо смешивается с водой. Потом она очень тщательно перемешивается и переминается. После этого глиняное тесто может принимать любые формы. Для гончарного производства используются «жирные» глины, которые обладают высокой пластичностью. Они блестящие и скользкие на ощупь. Именно из таких глин делается керамика скопинская, которая должна принять ту форму, которую ей хочет придать мастер на гончарном круге.
Оригинальность замысла и мастерство воплощения могут стать прекрасным сувениром тому, кто ищет уникальный подарок. А если применяется литье, то масса разводится до более жидкого состояния и заливается в гипсовые формы. Затем до обжига изделия просушиваются при комнатных температурах и лишь потом отправляются в печь для обжига. Скопинский завод керамики использует только экологически чистое сырье.
Технология
Все процессы изготовления весьма трудоемки. Сначала делается форма на гончарном круге, затем лепят сказочные фигуры, жидкой глиной прилепляют их к форме, а мокрой тряпочкой заглаживают все швы. Потом керамика скопинская обрабатывается гребешками или палочками, чтобы получились дуги, кружочки, спиральки и прочие геометрические орнаменты. После этого изделие отправляют в печь и обжигают при t 6000С и остужают его.
Краски
Затем изделие покрывают глазурью и вновь обжигают при t 12000С. Цвета ее могут быть различными. Они зависят от окислов металлов, которые добавлены в глазурь. Рязанские мастера добились, чтобы скопинская керамика, раскраска ее заиграла различными оттенками. Для окраски в желтый цвет, который идеально сочетается с природным коричневым оттенком обожженной глины, используется оксид железа (в прошлом просто перетертая в порошок окалина). Для получения красного цвета – медь, для травянисто-зеленого – оксид хрома, для синего – оксид кобальта.
Это процесс трудоемкий и часто производится вручную. Поскольку керамика скопинская часто используется для пищевых целей, то свинец в производстве не применяется, и абсолютно вся продукция проходит сертификацию.
Изделия
Вся скопинская художественная керамика, которую выпускает завод, может быть разделена на две большие группы:
- Продукция, предназначенная для пищевых целей.
- Декоративные изделия.
А также иначе все это можно классифицировать по следующим категориям:
- Массовое производство.
- Изделия из шамота.
- Авторские работы.
Над созданием новых форм работает большой творческий коллектив художников, чьи замыслы воплощают в жизнь опытные виртуозные мастера. И действительно, оригинальные конструкции изделий невозможно выполнить, не зная свойств материала. Ну, например, часы встраиваются в избушку, на крыше которой находится не только труба, но и сидящий рядом котенок, с каждой стороны домика располагаются красочные хозяин и хозяйка, а за ними стоит заборчик с надетыми на колышки горшками. Или можно рассмотреть медовницу. Это узорный бочонок коричневого цвета, к которому прилепились зеленоватые листочки. А рядом стоит дородная хозяйка с бусами красного цвета, с косынкой на голове, руки уперты в бока. Она расхваливает свой мед. Эти изделия придадут теплоту и истинно народный русский колорит кухне. Очаровательная карандашница выполнена в форме кружки, поверхность которой имитирует древесную кору. Из ее основания растут грибочки с глазами, их едят, а они глядят. Все как в пословице.
На фото выше - один из примеров забавной бытовой сценки.
Завод выпускает и малые архитектурные формы из шамота. Шамот – это разновидность керамики, чаще всего светло-бежевого цвета. Он не покрыт глазурью, и его поверхность на ощупь шероховата. Вазы, кашпо, декоративные сапожки, лебеди – это неполное перечисление изделий из шамота. Их устанавливают на приусадебных участках, применяя как декоративный элемент оформления. Они необыкновенно органично вписываются в природный фон, располагаясь на газонах или около стволов деревьев. Но так как они не любят низких температур, то на зиму их убирают в помещение.
Предлагается также покупателям продукция без окраски. Поэтому, купив ее, можно полностью реализовать свои творческие возможности, самостоятельно расписав приобретенного, например, петушка, который в дальнейшем будет служить подсвечником.
Лучшие образцы скопинских изделий нашли себе место в музеях. На выставках художественных промыслов они получают дипломы и благодарственные письма. Продукция скопинских мастеров, высокохудожественная и неординарная, может послужить прекрасным подарком.