Советский драматург Брагинский Эмиль Вениаминович хорошо знаком нескольким поколениям отечественных кинозрителей. По крайней мере, той их части, которая имеет привычку внимательно читать титры любимых фильмов. Но биографические подробности жизни человека, сочинившего все эти истории, лежащие в основе кино, широкой публике почти неизвестны. Попробуем исправить это упущение.
Из биографии драматурга
Брагинский Эмиль появился на свет 19 ноября 1921 года в Москве. К своему призванию он шёл долгим и извилистым путём через многие жизненные трудности и проблемы, среди которых было и полубеспризорное детство, и поступление в медицинский институт, и работа санитаром в прифронтовых госпиталях во время войны, и эвакуация в столицу Таджикистана после ранения. Всё своё свободное время при этом Брагинский Эмиль посвящал литературному творчеству, к которому чувствовал душевную склонность.
У него хорошо получалось рассказывать различные истории, приключившиеся с ним самим или с его знакомыми. Люди их с удовольствием слушали, а автор умел сделать интересными для слушателя самые обыденные жизненные ситуации. В дальнейшем эта способность очень пригодилась писателю в его работе. Почему он не поступил в литературный институт? По его собственному уверению, просто не знал о существовании такого учебного заведения.
После войны
Не многим известно, что Эмиль Брагинский по профессии юрист. Юридический институт он успешно окончил в 1953 году. Но карьеры в этой области не сделал. Что более существенно, именно в эти годы Брагинский Эмиль определился с окончательным выбором жизненного пути. Как это нередко бывает, поворотным моментом в судьбе писателя стала случайность. Однажды Эмиль Брагинский, биография которого до этого момента развивалась вдали от литературы, получил приглашение стать внештатным корреспондентом региональной газеты "Советская Латвия" по Москве и Московской области.
Причиной этого заманчивого для начинающего литератора предложения послужил очерк о шахматном турнире. Незадолго до того Брагинский Эмиль отправил этот репортаж в газету без особой надежды на успех. Но стиль и характерный юмор заметки были по достоинству оценены в редакции, что дало возможность автору заниматься литературой на профессиональной основе и получать за это деньги. Шанса своего Брагинский Эмиль не упустил.
В свободном плавании
Выполняя на протяжении нескольких лет рутинную журналистскую работу, писатель упорно шёл к намеченной цели. Однако путь к признанию был долгим, и довольно часто его рукописи возвращались из редакций литературных журналов с отрицательными рецензиями. Но вот в сценарной редакции "Мосфильма" всё обстояло несколько иначе. Работы начинающего литератора там были встречены с пониманием, и две из них - "Случай в квадрате 45" и "Мексиканец" по одноимённому рассказу Джека Лондона - были приняты к реализации. Однако сам Эмиль Брагинский, фильмография которого насчитывает десятки работ, своим дебютом в большом кино предпочитал считать биографический фильм о великом русском художнике Василии Сурикове. Он был поставлен в 1959 году.
"Раскрытое окно"
С особым чувством Эмиль Брагинский, пьесы которого в последующие годы с успехом шли во многих театрах Советского Союза, вспоминал свой дебют на театральных подмостках. Им стала пьеса "Раскрытое окно", поставленная режиссёром Александром Ароновым в театре имени Станиславского. Представление быстро завоевало популярность и собирало полные залы. Это обстоятельство вызвало характерную реакцию официозных театральных критиков.
Автора обвиняли в пристрастии к мелким обывательским темам и в игнорировании глобальных задач построения светлого коммунистического будущего. И, что самое удивительное, в отсутствии чувства юмора. В пьесе, над которой на всём протяжении её действия заразительно смеялся весь зал! Но автор к тому времени уже имел устойчивый иммунитет к приговорам подобных ценителей. Значение для него имел лишь тот факт, что в профессиональном театральном сообществе актёров и режиссёров его произведение было принято с уважением. Именно благодаря этой пьесе её автор получил сразу несколько предложений и заявок на комедийные сценарии для "Мосфильма".
Эльдар Рязанов
Нет смысла доказывать, что определяющее значение в судьбе кинодраматурга Эмиля Брагинского имела встреча с выдающимся советским режиссёром Эльдаром Александровичем Рязановым. Впрочем, не меньшее значение это имело и для самого Рязанова. И к моменту их встречи его творческая карьера ещё начиналась, великим режиссёром ему только предстояло стать.
Так или иначе, творческое сотрудничество этих художников продолжалось около тридцати лет. И многие его результаты вошли в классику советской и российской кинематографии.
У этого творческого союза были свои устоявшиеся принципы взаимоотношений - любой из авторов мог наложить возражение на ту или иную мысль, поворот сюжета или просто слово. Встречались соавторы почти каждый день - то у одного, то у другого, в домашней обстановке или в служебном кабинете "Мосфильма".
"Берегись автомобиля"
Эмиль Брагинский, книги сценариев которого успели стать учебными пособиями для нескольких поколений советских и российских сценаристов, обычно открывал сборники своей кинодраматургии именно этим произведением. И не только потому, что оно имело феерический успех во всём Советском Союзе и далеко за его пределами. Именно в сценарии фильма "Берегись автомобиля" наиболее ярко проявились черты авторского стиля, которые на долгие годы станут магистральными для творческого содружества Брагинского и Рязанова. В основу сценария легла реальная история из милицейской хроники. Эмиль Брагинский, фильмы которого нередко поражают смелым полётом фантазии, в эту криминальную фабулу про угоны автомобилей не так уж и много добавил от себя.
Простому зрителю эта лента запомнилась блестящими актёрскими работами Андрея Миронова, Олега Ефремова, Анатолия Папанова, Иннокентия Смоктуновского и Ольги Аросевой. Для советской кинематографии фильм был уникален из-за того обстоятельства, что сугубо отрицательный герой вызывал сочувствие и сопереживание зрителей.
"Ирония судьбы..."
Если выражение "культовый фильм" имеет хоть какой-нибудь реальный смысл, то в первую очередь его следует отнести именно к этой новогодней сказке. Это произведение проверено временем, и проверку эту выдержало. Не будет преувеличением утверждение о том, что фильм только становится лучше, чем глубже в прошлое уходит предновогодняя премьера "Иронии..." в декабре 1975 года. Подобно хорошему коньяку, этот фильм с течением времени приобретает новые качества. Встречу Нового года без "Иронии судьбы..." по нескольким телевизионным каналам одновременно почти так же сложно представить, как без шампанского и ёлки. Невозможно сказать, чья заслуга в успехе этого фильма более весома - режиссёра или актёрского созвездия.
Со всей определённостью можно утверждать только то, что без драматургии Эмиля Брагинского не о чем было бы и говорить. Реплики и диалоги из "Иронии судьбы.." написаны так, что их можно использовать как методическое пособие для обучения молодых сценаристов. Нет ничего удивительного в том, что они разошлись на цитаты.
Достижения и награды
Было бы некоторым преувеличением утверждать, что вся объёмная фильмография Эмиля Брагинского сплошь состоит из одних только шедевров. Однако их концентрация в этом списке производит сильнейшее впечатление. "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Забытая мелодия для флейты" составляют золотой фонд достижений советского кинематографа.
Разумеется, заслуги драматурга были признаны и неоднократно отмечены на самом высоком уровне. Государственной премией СССР он был награждён за "Иронию судьбы.." в 1977 году, а через два года после этого - Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых за "Служебный роман". В 1976 г. Эмиль Брагинский был удостоен почётного звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР".
Финал
В начале девяностых отечественная кинематография переживала нелёгкие времена. Фильмов снималось мало, и многие мастера кино находились в вынужденном творческом простое. Лишь отдельные корифеи продолжали бороться с трудностями, находить новые источники финансирования и работать над новыми фильмами.
Среди тех, кто не сдался, был и Эмиль Брагинский. В эти годы он продолжает работу сразу над несколькими сценариями - "Игра воображения", "Московские каникулы", "Райское яблочко". Но всё завершилось для него внезапно и трагически. 26 мая 1998 года Эмиль Брагинский скоропостижно скончался от сердечного приступа. Это произошло при возвращении из Парижа, в зале прилётов аэропорта "Шереметьево", при прохождении паспортного контроля. Похоронен драматург на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 2000 году Эльдар Рязанов по его сценарию снял фильм "Тихие омуты". Он стал последней работой Эмиля Брагинского в российском кино.