Виктор Шамиров стал известен как кинорежиссер и сценарист в 2006 году, после выхода на экран комедийной ленты «Дикари». До этого успел попробовать себя в качестве актера и театрального режиссера, что также не прошло мимо внимания зрителей и профессиональных критиков. Кроме того, он был замечен как монтажер своих фильмов. Что же еще известно о Шамирове?
Пробы пера
День рождения Виктор Шамиров отмечает 24 мая. Родился в 1966 году в Ростове-на-Дону. Отслужив, как положено, в армии, поступил на мехмат Ростовского университета. Однако студенческий театр постепенно перетянул на себя внимание несостоявшегося математика, и к третьему курсу ему стало понятно, что перемены неизбежны.
Попрощавшись с институтом, Шамиров какое-то время находился в состоянии неопределенности, подрабатывая то грузчиком, то лаборантом; пробуя писать пьесы и ставить спектакли в юношеском театре, пока не устроился простым разнорабочим в местный театр «Эпос». Здесь он и «заразился» театральной атмосферой, которая вошла в его жизнь решительно и неотвратимо.
Театр
В 26 лет Виктор, оправдав свое имя, победно поступил в ГИТИС (совершенно случайно, по мнению самого Шамирова) на режиссерский факультет, где прошел хорошую школу в мастерской Марка Захарова. Получив диплом театрального режиссера, Шамиров остался с М. Захаровым, но первая актерская работа была заявлена им в «Школе современной пьесы» у Райхельгауза. Роль Треплева в «Чайке» стала, в определенном смысле, репетицией Шамирова в режиссерской профессии.
Потом были разнообразные по жанру театральные постановки на разных площадках и в разных городах - Виктор Шамиров предпочитал статус «приглашенного режиссера». И каждый его спектакль приковывал к себе внимание, вызывая множество неоднозначных суждений и эмоций.
К примеру, постановка «Маскарада» по драме Лермонтова в театре имени Станиславского вызвала нарекания со стороны критиков, которые увидели в ней слишком явную пародию на классику. А ведь «Дон Жуан», поставленный ранее в Театре Российской Армии, или «Не все коту масленица» - на подмостках студии «Человек», не предвещали такого поворота событий.
«Бог»
Эта тема была продолжена в «древнегреческом домашнем спектакле» по Вуди Аллену «Бог», на который решился театр имени Моссовета. В пересказе российского режиссера Шамирова своеобразный юмор Вуди Аллена приобретает характер гротеска, становясь еще более безумным, чем одноименное чаепитие в фантазии Льюиса Кэролла.
По авторскому замыслу, в пьесе реанимируется идея «Бога из машины», которая была характерна для древнегреческого театра, когда в финале представления, при помощи особого механического устройства, на сцену спускался сверху персонаж, разрешающий все проблемы.У Вуди Аллена под именем Бог в мир явился неадекватный, мягко говоря, человек, который должен умереть. С одной стороны, это грустно, но с другой – повод от души посмеяться. Виктор Шамиров в этой пьесе играет самого автора, продолжая примерять на себя роль Творца. В данном случае – безумного творца.
Фильм «Дикари»
Несмотря на то что Шамиров позиционирует себя как театрального режиссера, в последнее время он все чаще стал обращаться к кинорежиссуре. Началось все с комедийной ленты «Дикари», выпущенной в 2006 году по его же сценарию.
Этот фильм – вариант комедии положений, в основном, увы, «горизонтальных». Лежат все участники, время от времени меняя позы и антураж. Так, главный дикарь Ай-яй, роль которого исполняет Гоша Куценко, омывает свою обнаженную фигуру в морских волнах. Черный (Влад Галкин) методично оргазмирует в палатке, Мистер (Башаров) вообще еле держится на ногах, падая, где только можно.
В фильме почти не просматривается сюжет: он выстроен как бы из альбома отпускных воспоминаний, каждое из которых снабжено незамысловатой подписью под стать происходящему в кадре. А происходит там сплошное непотребство под аккомпанемент незлобивой матерщины.
И все это безобразие разворачивается на фоне прекрасной крымской природы. Режиссер Виктор Шамиров снимал фильм в районе Балаклавы и Фиолента – самых живописных мест Крымского полуострова. Съемочная группа удачно сочетала работу и отдых, практически слившись со своими персонажами душой и телом, медленно приближаясь к концу отпускного сезона.
Совсем одичавший от животной жизни народ начинает потихоньку приходить в себя, ощущая пресыщенность выпивкой, механическим сексом, отсутствием осмысленных действий. Идет дождь, и печаль обволакивает некогда насыщенную весельем мизансцену. И пронзительно грустный взгляд Гоши Куценко остается, как сухой остаток после звуков прощальной песни на фоне завершающих титров.
Дальнейшие «упражнения в прекрасном»
Чем еще сможет развлечь скучающую публику Виктор Шамиров? Фильмы режиссера: «Упражнения в прекрасном» (2011), «Со мною вот что происходит» (2012), «Игра в правду»(2013) уже стали событиями в российской культурной реальности. Он всегда удивляет, показывая зародыши высокого в низком, и наоборот, подглядывая за своими персонажами в самые интимные моменты их жизни. Выискивая смешное в серьезном, щедро делится со зрителями своими находками.
Про Шамирова привыкли говорить, что от него можно ожидать всего, чего угодно – и все равно не угадаешь ход его мыслей. Он предсказуем только в одном – будет интересно! И если он не скучал во время репетиций, то зрителю точно не удастся уснуть на его постановках и фильмах.