Проблема жестокости в компьютерных играх поднималась бессчетное количество раз. Еще со времен первого DOOM многие недопсихологи громогласно заявляли, что насилие в играх непременно порождает насилие в реальной жизни. Разумеется, ни одно из проводимых научных исследование так и не доказало этот абсурд.
Но мы здесь собрались не для того, чтобы выяснять, кем вырастет подросток, убивающий прохожих и полицейских в GTA. Нам интересно понять, что побуждает его покупать подобные игры. Ведь свежая статистика Steam показывает, что популярность компьютерных игр зависит от наличия в них жестокости. Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?
Откуда взялась жестокость в видеоиграх
Казалось бы, был у нас милый Марио, который бегал среди грибочков и собирал монетки. Откуда взялась мода на кровавые убийства в стиле Mortal Combat, что демонстрируют не только кровь, но и перелом костей, разрывы внутренних органов, вырывание конечностей и другие элементы жестокости? Да все довольно просто: игровые компании стали использовать «мясо» с целью вызвать внимание к своему продукту. Ведь мозг человека устроен таким образом, что он подсознательно тянется к тому, что редко увидишь в реальной жизни.
Работоспособность данного метода уже была давно доказана на примере киноиндустрии. Серия фильмов «Пила» получила популярность исключительно из-за того, что на экране каждые 5-10 минут демонстрируется какой-то "жесткач". Добавьте сюда чуть более современный «Пункт назначения» и спросите себя еще раз, почему тема насилия в видеоиграх эксплуатируется по полной программе.
Почему жестокие игры пользуются спросом
Но ладно 90-е и 2000-е, когда мы покупали подобные игры исключительно ради интереса. Неужели за 40 лет существования игровой индустрии геймеры не насытились подобным контентом? Ответ: конечно, насытились. Это для «чайника» лужа крови в видеоигре может показаться чем-то жестоким. А «прожженных самоваров», прошедших всю серию DOOM, не удивишь уже ничем.
Мы продолжаем покупать игры, в которых демонстрируется жестокость, просто потому, что добрая часть рынка завалена как раз такими проектами. В свое время спрос породил предложение, а теперь мы играем в то, что было выпущено. Люди продолжают «голосовать кошельком» за такие игры, разработчики это видят и выпускают еще больше подобных тайтлов. Своего рода замкнутый круг. Тим Кейн, создатель серии Fallout говорит:
Если вы посмотрите, например, на топ-50 или топ-100 [чарта] Steam, то вы увидите огромное количество игр, ориентированных на экшен и насилие. Компании делают их не потому, что им так хочется. Они делают их, потому что они продаются.
Игры как способ «выпустить пар»
Не стоит забывать, что для многих геймеров пребывание в виртуальных мирах - это возможность сбросить накопившийся стресс. Конечно, можно пойти в спортзал, чтобы поколотить грушу, но это не наш метод. Тем более что взрывать все вокруг в видеоиграх или безнаказанно отстреливать компьютерных болванчиков - это гораздо веселее. Ведь все это сопровождается крайне реалистичными спецэффектами и звуками, так что поверить в происходящее не вызывает труда. При этом ты делаешь в игре то, чего никогда бы не сделал в виртуальной жизни.
В момент, когда мы стреляем по противникам из виртуального «калаша» или разрубаем очередного бандита пополам двуручным мечом, мы добавляем к атаке и накопившиеся негативные эмоции. Наш мозг прекрасно понимает, что после подобной терапии ему становится легче, а это значит, что наше подсознание будет тянуться к похожим играм.
Теория о животных инстинктах
Некоторые ученые утверждают, что геймерам может нравиться жестокость в виртуальных мирах из-за сохранившихся животных инстинктов. Несмотря на эволюцию и социализацию, в каждом из нас остается частичка того, чему мы не можем противиться. К примеру, желанию впасть в режим ярости и разорвать в клочья всех, кто нам угрожает. А поскольку в реальной жизни этому мешает законодательство (и слава Богу), то на помощь приходят виртуальные миры.
Подтверждает эту теорию и интересное исследование о том, что геймеры, чей социальный статус ниже окружающих, гораздо больше склонны к насилию в виртуальных мирах. С помощью компьютерных игр они стремятся восполнить свою неудовлетворенность к доминированию. Разумеется, что с больше вероятностью это удастся сделать в тех играх, где есть возможность для жестокого отыгрыша.
Желание преодолеть собственные страхи
Конечно, теория довольно спорная. Однако некоторые психологи считают, что с помощью жестокости в виртуальном мире геймер борется со своими страхами. Что любопытно, он может и сам до конца не осознавать, какие именно фобии не дают ему покоя. Кто-то боится темноты и поэтому играет в хорроры на выживание. Арахнофобы, вооружившись мечом и щитом, идут сражаться с гигантскими пауками в каком-нибудь Skyrim. И все в таком духе.
Действительно, есть распространенное мнение, что для победы над страхом нужно заглянуть ему в лицо. Вот только какая-то часть геймеров и играет в жестокие игры, чтобы воспитать лучшую версию себя, то это явно какой-то небольшой процент. Тем не менее такая версия вполне заслуживает право на существование.
Казуальные приключения слишком скучные
Все же основная причина, почему геймеры предпочитают экшен-игры, - это тот факт, что в уютных мирах невозможно проводить много времени. Да, когда вы скачаете The Sims или My Time at Portia, поначалу вам будет довольно интересно. Но уже через пару часов вы словите себя на мысли, что вам нечем заняться. Да, вроде есть в игре различные механики для развития персонажа, но все это слишком скучно.
Геймеру нужна не просто цель, а мотивация. Когда тебе говорят, что мир оказался захвачен демонами и только ты можешь спасти человечество, ты не раздумывая хватаешь дробовик и идешь наводить порядок. Когда ты видишь, как твой товарищ по оружию погибает от рук фрицев, ты обещаешь себе, что отомстишь за него, дойдя до Берлина.
А что интересного может произойти в казуальном мире? «У нас сломался насос, который питает весь город водой, так что нужен мастер, который его починит. Но ты не торопись, ведь мы вполне можем попить воды из лужи, пока ты выбиваешь достижение по ловле трески». То есть для хорошего повествования нужен конфликт или хотя бы прецедент, чтобы игрок получил мотивацию к действиям.
Что ждет индустрию в ближайшем будущем
Учитывая тот факт, что жестокие игры становятся все более популярными, можем ли мы утверждать, что со временем они полностью захватят рынок видеоигр? Конечно, нет. Ведь не стоит забывать о такой вещи, как возрастной рейтинг. Если вы не знали, то все игры, в которых присутствуют элементы жестокости, доступны исключительно с 18 лет. И разработчики не виноваты, что родители сами покупают для детей виртуальный контент, который для них не разрабатывался.
Данная ситуация может измениться уже в ближайшие несколько лет. В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, который обязывает каждого владельца Steam привязывать к аккаунту свой номер телефона или аккаунт в «Госуслугах». Если государство начнет запрещать подросткам играть в тайтлы с элементами жестокости, то это может привести к росту спроса на игры с рейтингом PG-13 или ниже.
Заключение
Насилие вовсе не обязательно должно присутствовать в игре, чтобы она была популярной. Просто так уж сложилось, что если проект не боится показывать жестокость, то это способствует погружению геймера в виртуальный мир. Да, в современной игровой индустрии хотелось бы видеть больше разнообразных тайтлов, чтобы каждый игрок, независимо от пола и возраста, мог подобрать для себя что-то интересное. Однако еще раз напомним, что нет ни одного исследования, которое бы доказывало негативное влияние жестокости в играх на психологию геймера. А вот возрастной рейтинг есть.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание