Ольга Жизнева - аристократка из советского кино

В советском кино было насколько актрис, олицетворявших собой «уходящую натуру». Их лицо, манеры, речь подходили для воплощения героинь из высшего общества, графинь и цариц. Да и советской женщине на экране иногда не помешал бы сдержанный налет аристократизма.

ольга жизнева
Такой артисткой была Ольга Жизнева. Она идеально подходила для образа интеллигентной мамы положительного главного героя. Хотя в начале кинокарьеры у неё были и более легкомысленные роли.

Родилась за год до нового века

Она родилась весной 1899 года в Санкт-Петербурге. Её мать Мария Михайловна Жизнева умерла при родах. Отцом был немец - Андреас Нойман, и Ольга воспитывалась в строгом духе бабушкой, почти не говорящей по-русски. Фамилия была взята Ольгой в память о матери. Окончание школы, выбор профессии, обучение в театральной школе, начало актерской карьеры в театре пришлись на трудное время. Но никакие преграды не остановили девушку в её стремлении стать актрисой.

Она приехала в Москву в 1919 году и легко поступила в Драматическую школу при Государственном показательном театре, но эта учеба оказалась и недолгой, и поверхностной. Поэтому Ольга Жизнева проучилась ещё в театральной школе при знаменитом театре А. Корша в Москве и затем вошла в его труппу. В театре, в роли коварной соблазнительницы, её увидел кинорежиссер, ставший знаменитым еще до революции – Яков Протазанов. Он и пригласил её на студию «Межрабпомфильм» в свой новый проект.

Звезда экрана времен НЭПа

За пять лет работы в немом кино Ольга Жизнева снялась в восьми фильмах. Роли, которые ей доставались, требовали от актрисы эффектных крупных планов, выразительных поз и умения носить красивые платья – это были женщины-вамп. Несмотря на молодость, Жизнева была довольно опытным профессионалом, и работа на съемочной площадке не доставляла ей особых проблем.

 ольга жизнева личная жизнь

Фильм 1925 года «Его призыв» Якова Протазанова считается первым кинооткликом на смерть Ленина, хотя его сюжет имеет авантюрно-детективные черты. Ольга Жизнева в своей первой из 36 киноролей играет персонажа по имени Лулу – девушку из эмигрантского окружения главного злодея.

После следующих фильмов – комедий «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), – хитов и лидеров проката, Жизнева становится настоящей звездой.

Встреча на всю жизнь

Начав свою карьеру в театре, Жизнева постепенно стала только киноактрисой. Ей удалось легко преодолеть тот этап перехода к звуковому кинематографу, который стал проблемой для многих актеров и даже превратился в популярный сюжетный ход. Её волшебный по красоте и выразительности голос многие считали её главнейшим достоинством.

Фильм о революционной борьбе рабочих-шахтеров в одной из стран Южной Америки («Приведение, которое не возвращается»), снятый в 1929 году, был для актрисы особенным. Впервые она сменила амплуа, и главными в её образе стали человеческие чувства, а не платья и декольте.

Экранизация новеллы Анри Барбюса была названа и критиками, и зрителями одним из лучших советских фильмов, созданных на рубеже десятилетия. Снятый как немой, он через некоторое время был озвучен. Но не только поэтому его навсегда запомнила Ольга Жизнева. Личная жизнь актрисы после этого фильма была определена на долгие годы: она впервые снималась у своего будущего мужа – режиссера Абрама Матвеевича Роома. К моменту их встречи Жизнева успела овдоветь, а Роом - развестись. Им было суждено прожить вместе больше сорока лет. Актриса не имела детей, но всегда относилась как к собственной дочери к падчерице Елене.

жизнева ольга актриса

"Строгий юноша" (1934)

Этот фильм, снятый по сценарию Юрия Олеши, изначально был странным и не совсем советским. Герои из тогдашней действительности были перенесены в странный, идеальный, похожий на античный, мир. В нём были актуальны другие мечты, другие идеалы, другая мораль. Героиня Жизневой была похожа на ожившую статую богини, но не на советскую женщину.

Фильм запретили, на режиссера и актеров навесили ярлыки, затруднившие им дальнейшую работу в кино. Ольга вернулась в театр, где сыграла несколько ярких ролей, самая заметная – Анна Каренина. Ей легко удался переход к возрастным ролям.

Ей везло на режиссеров

Ольга Жизнева, фильмы которой всегда входили в золотой фонд отечественного кино, почти всю жизнь была очень востребованной актрисой. Она работала с самыми знаменитыми советскими мастерами кино: В. Пудовкиным («Убийцы выходят на дорогу», 1942, правда, этот фильм, как и «Строгого юношу» на экран не допустили), Михаилом Роммом («Адмирал Ушаков», 1953), Л. Луковым («Разные судьбы», 1956), С. Ростоцким («Доживем до понедельника», 1968) и многими другими.

ольга жизнева фильмы

Она работала и во время войны, в эвакуации (в Алма-Ате), и после, в период «малокартинья». Последним фильмом, вышедшим незадолго до ухода Женевой из жизни в 1972 году, было «Достояние республики», где она опять предстала русской аристократкой, только в образе «человека не отсюда».

Её муж, Абрам Роом, ценивший её дарование, старавшийся снимать её в каждом своём фильме, говорил: «Она – астральная Жизнева. Ольга - актриса, которую не удалось разгадать даже мне…».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
И красавица и величайший талант!!!
Копировать ссылку
1
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ АКТРИСЕ ОЛЬГЕ ЖИЗНЕВОЙ!!!!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.