Фильмы Андрея Тарковского – вечные поиски себя

Невозможно понять и оценить фильмы Андрея Тарковского, не приняв во внимание духовный и художественный контекст, в котором проходило становление творческой личности режиссера.

фильмы андрея тарковского

Величайший анализатор внутреннего мира

Фильмы Андрея Тарковского насыщены цитатами классиков русской литературы, герои его работ в критические моменты своего существования отыскивают в себе смелость углубиться внутрь себя в поисках ответов, придающих смысл их жизни. Легендарный режиссер был заслуженно назван одним из величайших художников в описании внутреннего мира человека. Великой заслугой Тарковского творческая элита считает выражение кинематографическим языком погружения в глубины себя, не раз описанного в русских художественных произведениях. В современном мире обыватель перестал "заглядывать" внутрь себя, поэтому фильмы Андрея Тарковского через долгий период времени после выхода в прокат сохраняют первозданную глубину и обаяние. Поэтому они настолько дороги зрителю, в котором еще теплится потребность в понимании смысла своего существования, предназначения.

солярис фильм

Начало творческого пути

Короткометражка «Каток и скрипка» - дипломный проект начинающего режиссера-постановщика - на кинофестивале студенческих работ в Нью-Йорке получила гран-при. После такого прорыва Тарковский некоторое время работал на советской киностудии «Мосфильм». Он был сценаристом и соавтором массы кинолент: приключенческой - «Один шанс из тысячи», криминальных - «Берегись! Змеи!», «Антарктида — далекая страна», анимационной - «Гофманиана» и т. д. Андрей пробовал себя и в актерской ипостаси, снявшись в картинах «Сергей Лазо» и «Мне 20 лет».

Но мировое признание и известность Тарковскому принесла первая полнометражная кинолента «Иваново детство». Взявшись за производство картины, молодой постановщик первым делом в корне изменил традиционную версию экранизации рассказа «Иван» В. Богомолова, при этом умудренный опытом писатель не смог устоять перед напором молодого режиссера. Картину восприняли на Западе в экзистенциальном ключе, обозначив как повествование о сломе в сознании ребенка, пережившего «дедлайн» - последнюю грань между жизнью и смертью. В СССР кинокритики всех мастей намеренно подчеркивали трагически-героический пафос истории юного разведчика, порой игнорируя антивоенную направленность ленты.

сталкер фильм

Предупреждения из прошлого

Дальнейшие фильмы Тарковского все без исключения становились значимыми событиями в культурной жизни государства, оказывая заметное влияние на духовное развитие социума. Картина «Андрей Рублев» является самой признанной работой режиссера, она вошла в список лучших творений мирового кинематографа, высоко ценится теми деятелями искусства, которые не приемлют иные творения великого русского режиссера. Все без исключения кинокритики, отечественные и зарубежные, отметили безусловно новаторский подход к жанру историко-биографического кино. Жизненный путь великого иконописца послужил отправной точкой для творческого поиска и размышлений режиссера о судьбах творцов России.

андрей рублев

Спасительная горечь ностальгии

Особое место в фильмографии режиссера занимают киноленты, созданные по мотивам произведений выдающихся современных писателей-фантастов (братьев Стругацких и Станислава Лема), - «Сталкер» и «Солярис». После того как эти фильмы Андрея Тарковского вышли в прокат, практически все киношники принялись выискивать тайный подтекст, относя киноленты к зашифрованным иносказаниям. Хотя если постараться отвлечься от внешнего содержания картин и сопоставить их с «Ностальгией», то эти три проекта словно выстраиваются в единую трилогию о возвращении к первоистокам, поиске дома и о спасительной горечи ностальгии.

Многогранный смысл

«Солярис» - фильм, насыщенный многочисленными аллегориями и символами, которые довольно непросто понять неподготовленному зрителю. Режиссер намеренно использует прием монотонного сюжетного повествования, в котором главенствующую роль играют долгие ракурсы. Все дело в том, что при продолжительном созерцании таких сцен неосознанно зритель включается в медитацию. Организм смотрящего после таких эпизодов начинает острее реагировать на любые изменения. Вот как раз по прошествии двух часов хронометража и открываются нам характеры персонажей, которые произносят глубокомысленные диалоги. Получается, «Солярис» - фильм-медитация, в котором подготовленный зритель сможет распознать и впитать грандиозный многогранный смысл повествования.

Борис годунов

Фантастическо-экзистенциальная притча

«Сталкер» - фильм-притча Андрея Тарковского, сочетающий простоту и ясность формы (использование элементов русских сказок) с философской подоплекой и поразительно сложной глубиной мысли. Внешний сюжет картины – экскурс в Зону, где якобы имеется волшебная комната, исполняющая любые желания (устойчивый сказочный мотив). Но в повествовании обнаруживается бездонный и, соответственно, сложный метафорический подтекст. «Сталкер» - фильм о поисках счастья, сакральных поисках веры. В конце вроде бы фабула оказывается разгаданной, при этом является ложной. Волшебная комната – это художественная метафора, на самом деле персонажи заняты поиском себя – это главное.

«Борис» Тарковского – мир идей-образов

Андрей Тарковский в 1983 году поставил на сцене «Ковент-Гарден» оперу Мусоргского «Борис Годунов». Благодаря скрупулёзным стараниям лондонских единомышленников Тарковского - творческой группы художников и постановщиков - в 1990 году она ожила в Петербурге. В оперной постановке Тарковского трагедия царя и трагедия народа были притянуты друг к другу плотно как никогда.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.