Если говорить о режиссерах, изменивших мир, то среди них обязательно должен быть упомянут Андрей Тарковский. Фильмы мастера получили широкое признание как в России, так и за границей. Имя Тарковского на устах у всех, кто в наши дни постигает азы киноискусства. Итак, как сложилась судьба легенды кинематографа и какие фильмы Тарковского обязательно стоит посмотреть?
Тарковский: ранние годы
Тарковский появился на свет в начале апреля 1932 г. Его отец был знаменитым поэтом, это Арсений Тарковский. К сожалению, он оставил семью, когда мальчику было всего три года. На руках у Марии Ивановны осталось двое детей – Андрюша и его младшая сестра Марина. Впоследствии этим непростым временам (довоенным и военным) будет посвящен не один фильм Андрея Тарковского. Матери режиссёр выразит отдельную благодарность за стойкость, сняв в её честь одну из лучших своих картин.
Мария Ивановна действительно отличалась завидной преданностью своей семье: несмотря на свою привлекательность, она не вышла повторно замуж и посвятила жизнь детям. Тарковский не раз повторял, что если он и состоялся в профессии, то только благодаря матери.
Военные годы Андрей с Мариной провёл в Ивановской области, в эвакуации.
После школы Андрей Арсеньевич избрал довольно экзотическую профессию для изучения: он стал студентом факультета востоковедения. До того как попасть в кино, Тарковский попробовал себя в роли геолога и коллектора (сотрудника института).
Начало карьеры
Андрей Тарковский, фильмы которого вошли в мировую сокровищницу киноискусства, только к 22 годам понял, кем он хочет быть на самом деле. Тогда он взял свои документы и отнес их во ВГИК. Тарковского приняли в мастерскую советского кинорежиссера Михаила Ромма.
К моменту выпуска режиссёра из ВГИКа советское киноискусство переживало новый виток в своём развитии. В связи с хрущевской «оттепелью» Тарковский смог, наконец, ознакомиться с творчеством своих будущих кумиров – Феллини, Акиры Куросавы и Эрнста Бергмана.
Первая короткометражная картина режиссёра называлась «Убийцы». Сценарий к мини-фильму был написан по мотивам произведения Эрнеста Хемингуэя. Эту работу высоко оценил художественный руководитель Тарковского – Ромм.
Следующей экранной постановкой стала короткометражка «Сегодня увольнения не будет», основанная на реальных событиях, которые происходили в Курске в годы войны.
Заключительной выпускной работой считается короткометражка «Каток и скрипка», сценарий к которой был написан в содружестве с Андреем Кончаловским. Этот фильм послужил началом долгой дружбы двух будущих известных мастеров кино.
Андрей Тарковский: фильмы. Лучшие картины режиссера
В общей сложности Андрей Арсеньевич снял более пятнадцати картин. Часть из них – в эмиграции (режиссёр эмигрировал во Францию в 80-х гг.).
Андрей Тарковский, фильмы которого довольно самобытны и больше похоже на искусство в духе артхаус, получил множество кинонаград и премий. Самый первый его полнометражный фильм под названием «Иваново детство» сходу стал призёром Венецианского кинофестиваля.
Вторая по счету полнометражная лента - «Андрей Рублёв» - получила признание у зрителей, но вошла в список так называемых полузапрещенных фильмов: то есть официально цензура их не запретила, но и по центральному телевидению они не демонстрировались. Зато картина вошла в десятку лучших фильмов мира по версии английского журнала Sight & Sound.
Так уж получилось, что каждое творение Тарковского вызывало ажиотаж в обществе: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и т. д. Сам режиссёр объяснял свой успех тем, что снимал «глубоко личное» кино, что, естественно, находило отзыв в сердцах зрителей.
Фильм Андрея Тарковского – память о матери
Самым дорогим человеком в жизни Андрея Арсеньевича всегда была мать. Особенно остро он это почувствовал после ее смерти в конце 70-х. Кое-как пережив свою потерю, режиссёр приступил к созданию нового сценария под кодовым названием «Ностальгия». Так появился фильм Андрея Тарковского, посвященный матери.
Сюжет «Ностальгии» развивается в декорациях Италии. Главный герой (Олег Янковский) – русский писатель, который приехал в Италию по работе. В этой прекрасной стране его ничего не радует. Он тоскует по России и хочет вернуться домой, однако ему мешают некие обстоятельства. Фильм похож больше на эмоциональный этюд, поскольку сюжет его не насыщен событиями.