Пожалуй, трудно отыскать в наши дни человека, который совсем бы ничего не слышал о российском художнике Никасе Сафронове. Родившийся в малообеспеченной многодетной семье, он сам сделал себе имя, став знаменитым уже после первой своей выставки в 1978 г. в Паневежисе (Литва), где зарекомендовал себя как яркий экспериментатор и сюрреалист.
Его эпатажный образ является постоянным поводом для споров, дискуссий и критических обзоров. Но так было со всеми, кто тем или иным образом выделялся из толпы.
Посетив выставку, вы все поймете сами
Если же оставить в стороне все сплетни и неоднозначные мнения и посмотреть на работы знаменитого и признанного во всем мире художника, то можно самостоятельно оценить его творчество.
Любая выставка картин Никаса Сафронова поможет ценителю составить личное непредвзятое мнение об этом живописце. Чаще всего на полотнах бывают представлены портреты (художник получил известность именно как портретист), но и фантастические пейзажи, натюрморты, сюрреалистические сюжеты не смогут оставить зрителя равнодушным.
Каждая картина Никаса Сафронова – это неожиданный и филигранный образ, выписанный с фотографической точностью. В любом полотне художника есть своя тайна, делающая впечатление от него непредсказуемым: вот на гладко подстриженной лужайке крошечные гномики катят куда-то яйцо с женским лицом, а на другом полотне виден изящный стул, который просто приглашает присесть и полюбоваться развернутой на заднем фоне горной цепью, покрытой дымкой.
Картины Сафронова – воплощение мистики и не только
Подобные неожиданные включения в пейзажи производят мистическое, волшебное впечатление. А сюрреалистическое изображение многомерного пространства, вмещающего несоразмерные по величине человеческие лица и архитектурные детали, и вовсе завораживает.
Названия, которыми подписывает художник Никас Сафронов картины, тоже загадочны и странны: «Три прекрасных свидетеля рождения новой музыки» или «Магия шара, или Присутствие удачи» и т. п.
Полотна Никаса – это не только игра образов и слов, но и своеобразное ироническое восприятие действительности.
Никас Сафронов: картины «Кошки»
Одна из выставок художника была представлена картинами, изображавшими котов и кошек с человеческими телами. Вот прекрасная и гордая дама-кошка с картины «Королевская вечерняя молитва», а вот и кот, сжимающий тонкими человеческими пальцами деньги («Кошачий меняла»). Не может не заставить улыбнуться и автопортрет художника, на котором серо-белый, явно знающий себе цену пушистый красавец сжимает кисти и палитру.
Все эти существа – странные, но при этом узнаваемые – не могут остаться незамеченными. Как и любая картина Никаса Сафронова, они призваны не только эпатировать, но и донести до зрителя взаимосвязь всего живого, снов и реальности, прошлого и будущего.
Сафронов способен связать времена
В своем любимом жанре портрета художник часто изображает известных людей в одежде других эпох.
С полотен на нас смотрит шикарная дама, одетая в средневековый наряд – Алла Пугачева, и мудрец в старинной одежде и с книгой в руке – Николай Дроздов. А вот и сдержанно-насмешливый взгляд Льва Дурова поверх кружевного пышного воротника, и твердое мужественное лицо Пирса Броснана из-под шляпы.
И Олег Ефремов, облаченный в наряд кардинала, и Жан-Поль Бельмондо в военном мундире поражают одновременно и портретным сходством с оригиналом, и тонко подмеченной особенностью их образов, точно переданной кистью мастера.
Каждая такая картина Никаса Сафронова способна связать времена, погрузив известных современников в прошедшие века и эпохи. И в этом нет притянутости – все герои смотрятся вполне гармонично. Можно сказать, что для Никаса время – это главный герой живописных полотен.
Никас Сафронов: картины
Отзывы о работах знаменитого художника неоднозначны – кто-то упрекает его в чрезмерной вычурности, кто-то подчеркивает излишнюю простоту работ. Но каждый, остановившись у картины, задаст себе вопрос: «Что это?», всмотрится и найдет свое, понятное лишь ему одному, и поэтому близкое.
Художник давно уже не обращает внимания на постоянную, иногда доходящую до оголтелости, критику своих произведений и не стесняется воплощать свои идеи. Он рисует все, что всплывает в подсознании. И наверное, поэтому в его полотнах так неожиданно переплетается невинность, сарказм, насмешка, романтика и философия иных времен.
У кого-то все это вызывает раздражение, у кого-то восторг, но главное то, что никто не остается равнодушным! А это, согласитесь, уже немало.
О достижениях художника
Картина Никаса Сафронова давно уже стала ценным приобретением для множества любителей прекрасного. Его работы в большинстве своем хранятся в частных коллекциях и в музеях живописи. А талант художника оценен многими наградами.
Так, в 2004 году ему было присвоено Биографическим центром Кембриджа почетное звание «Живая легенда». Он - один из лучших живописцев 20-21 веков. А на родине Никасу Сафронову присвоили звание заслуженного художника Российской Федерации.
Все его достижения в первую очередь связаны с желанием добиться намеченной цели, открытостью и позитивным отношением к миру и людям, населяющим его. Художник говорит о себе как о человеке, достигшем гармонии, которую он ищет в вере в Бога, в общении с красивыми во всех отношениях людьми. И конечно же, это не может не отражаться в его работах.
Наверное, поэтому уже сейчас можно сказать, что Никас вошел в историю искусства.