452 УАЗ в 50-х годах прошлого столетия проектировался для транспортировки тяжелобольных и мёртвых тел с территории, заражённой радиацией в результате начала Третьей мировой войны. Не оправдав надежды проектировщиков, автомобиль несмотря на развитие высоких технологий, успешно эксплуатируется и в настоящее время.
Общее описание модели
452 УАЗ является полно приводным, специализированным, грузопассажирским автомобилем с повышенной проходимостью и двумя ведущими мостами. Производится на Ульяновском автомобильном заводе с 1965 года. Выпуск осуществлялся 20 лет до следующей модернизации в 1985 году, после которой модель получила индекс 3741, с последующим кодом, зависящим от конкретной модификации автомобиля.
Благодаря своей форме кузова, напоминающей буханку чёрного хлеба, народ окрестил автомобиль незаурядным прозвищем УАЗ 452 «Буханка». Кроме этого, его часто называют «Санитаркой» или «Таблеткой», так как в Советском Союзе модель активно использовалась в качестве медицинских автомобилей.
Технические характеристики
В 60-е годы XX века 452 УАЗ имел очень неплохие технические характеристики: грузоподъёмность автомобиля составляла 1076 кг, объём двигателя – 2445 см³, а мощность – 72 л/с. Двигатель, устанавливаемый до этого на «Победу», расположен, как и во всех последующих моделях – спереди, между водительским и пассажирским креслами, снизу. Подобная локация позволяла делать мелкий ремонт не выходя из салона.
Карбюраторная система питания использовалась до конца 90-х годов (сейчас популярен инжектор). Четыре цилиндра, расположенных в ряд, осуществляли бесперебойную работу силового агрегата и всего автомобиля. Коробка передач на 452-ю модель была четырёхступенчатая, механическая. Раздатка, с помощью которой управляли работой мостов, переключалась из салона.
В изначальной конструкции УАЗ 452,схема строения кузова предполагалась типа универсал. Автомобиль имел 8 посадочных мест и 5 дверей (две из которых располагались в задней части и использовались для загрузки и транспортировки груза). Габариты внедорожника внушали уверенность: ширина – 2100 мм, высота – 2356 мм, длина – 4820 мм, колёсная база – 2540 мм, клиренс – 310 мм.
Модификации
За 20 лет выпуска было разработано и запущено в серийное производство несколько моделей автомобиля УАЗ 452. Некоторые из них нашли свою популярность, другие получили жизнь только в качестве образцовых экземпляров и не производились серийно. Ниже представлены самые распространённые модификации:
- 452 – цельнометаллический фургон;
- 452А – санитарка;
- 452АС – санитарка для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
- 452В – микроавтобус с десятью посадочными местами;
- 452Д («Головастик») – грузовая двухместная модель с кузовом из дерева.
Эти транспортные единицы всегда пребывали в широком обиходе.
Экспериментальные и специализированные машины
Кроме общеизвестных модификаций, автозавод осуществлял выпуск моделей УАЗ 452, фото которых можно было встретить только на страницах специализированных журналов:
- 451С – видоизменённая модель «Головастика». Он оборудовался двумя съёмными лыжами вместо передних колёс и двумя гусеницами, с помощью которых осуществлялось передвижение. К сожалению, серийное производство модели так и не началось. Но прототип послужил основанием для разработок последующей вариации УАЗ «Узол»;
- 452К «Медея» был разработан в 1972 году. Он представлял собой 16-местный автобус с тремя осями. Послужил основанием для разработок автомобилей для грузинских спасателей. В конце 80-х годов Грузинская ССР начала самостоятельное производство моделей повышенной проходимости. За 5 лет было выпущено около 150 таких машин, некоторые из них эксплуатируются до сих пор;
- 452П – седельный миниатюрный тягач, так и не получивший другое название, кроме официального. Модификация попала на конвейер и производилась на протяжении полутора лет. Выглядит как обыкновенный тягач, оборудованный индивидуальным изотермическим полуприцепом с управлением гидравликой.
Кроме экспериментальных модификаций, на базе автомобиля 452 УАЗ выпускались специализированные модели для различных видов деятельности: пожарная автомашина-водомёт, экскурсионный микропоезд, передвижные метеостанции, мобильные радиоузлы, почтовые автомобили, аэродромный аварийный трал-транспортёр.
Заслуженная популярность
Отличные качества, связанные с проходимостью автомобиля, а также неприхотливостью и возможностью самостоятельного ремонта в полевых условиях без специального оборудования, увеличили востребованность машин. Хотя до распада Советского Союза их частное приобретение практически исключалось. Завод работал только по официальным государственным заказам.
Практически не изменившаяся за половину века внешность автомобиля делает его узнаваемым во всём мире. Несмотря на то что по комфорту езды и управления ульяновские модели значительно уступают зарубежным внедорожникам, они очень популярны. Это объясняется тем, что они обладают повышенной проходимостью. По этому критерию ни один импортный джип не может сравниться с нашим УАЗ 452 «Буханка».