Каждый писатель в свое время обращался к одной из вечных тем – любви. Множество сюжетов посвящено взаимному чувству. Особое место в литературе принадлежит историям безответной любви. Перед началом повествования писатель должен пояснить, о чем он хочет рассказать читателю. Этой цели служит эпиграф.
Что это такое?
В античные времена этим словом обозначалась надпись на надгробии. Литературные эпиграфы появились лишь в эпоху Возрождения. С 19-го века их стали размещать как в начале произведения, так и перед каждой главой. Удачно подобранный эпиграф служит признаком образованности автора. Умело применяли эпиграфы о любви такие писатели, как Пушкин, Тургенев, Толстой, Гоголь.
Используется этот прием в следующих целях:
- для выделения главной мысли сюжета;
- предварительного ознакомления с духом произведения;
- подчеркивания основного настроения книги;
- выражения личного отношения к описываемым событиям.
Эпиграфы писателей о любви
Для примера приведем ряд авторов, мастерски использующих эпиграфы. Ричард Йейтс для произведения «Дорога перемен» использовал цитату Джона Китса – «То нежностью, то буйством плоть томилась». Мэри Вестмакот к своему произведению «Роза и Тис» воспользовалась цитатой Томаса Элиота – «Мир един мгновенью Розы и Тиса».
Джонатан Кэрол в качестве эпиграфа к роману «Белые яблоки» взяла фразу, утверждающую, что смерть, сон, любовь имеют один мотив, и к ним уводит жаркий поцелуй. Фредерик Бегдедер, написавший «Любовь живет три года», предварил роман цитатой Француазы Саган: «Ну да! И что? Вещи надо называть своими именами! Человек любит, а потом – не любит».
Эпиграфы о любви присутствуют и в классике русской литературы. Шолохов к роману «Тихий Дон» написал слова из казачьей народной песни. В ней говорится, как нелегка доля кубанских казаков во время войны, которая уносит тысячи жизней, оставляя детей сиротами, а женщин – вдовами.
Пушкин к роману «Дубровский» написал такие слова:
«Ты мог бы мстить,
Но месть низка,
Когда предмет твоей любви –
То кроткое созданье…»
«Бахчисарайский фонтан» начинается с эпиграфа, который взят из творчества Саади. В нем персидский поэт говорит: «Многие посещали сей фонтан. Но иных уж нет, другие – странствуют далече».
Булгаков роману «Мастер и Маргарита» взял диалог из «Фауста» Гете:
«- Так кто ж ты, наконец?
- Я часть той силы,
Что вечно хочет зла и совершает благо».
Мысли великих
Эпиграфы о любви, по сути, представляют собой цитаты великих писателей. Относительно высокого чувства Пауло Коэльо выражается таким образом: «Любовь не в другом, а в нас самих, и мы сами ее пробуждаем». Достоевский считал, что любить – значит, видеть человека таким, каким его создал бог. Лермонтов утверждал, что у любви нет границ. Оскар Уальд считал, что женщину нужно любить, а не понимать.
Конфуций не представлял жизни без любви. Лев Толстой говорил, что любовь – это великий дар. «Ее можно подарить, и все же она останется у тебя». Бунин утверждал, что всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Данный эпиграф о безответной любви утверждает, что способность проявлять глубокое чувство – основная человеческая потребность.
Все эти высказывания обобщаются стихами азербайджанского поэта Низами:
Влюбленный слеп.
Но страсти зримый след
Ведет его, где зрячим хода нет.
Из истории
Эпиграфы часто входили в моду, становись манерой, выходили из употребления. Они используются в литературе, музыке, кинематографе. Умение подобрать чужую мысль для нового произведения также является признаком остроумия автора. Эпиграфы о любви не только вводят читателя в курс дела, но и заключают в себе жизненную мудрость. Умение использовать их в своих произведениях подвластно только высокому таланту.