Эра бронированных автомобилей для первых лиц Советского Союза стартовала в 1935 году. В это время из США для товарища Сталина был доставлен подарок – бронированный Packard белого цвета. Не номенклатурная окраска сразу не пришлась вождю по вкусу и была изменена на черную, заложив тем самым стандарт для последующих автомобилей первых лиц.
Цвет - это, пожалуй, единственное, что не устроило Сталина, и в течение нескольких лет в СССР было поставлено несколько партий бронированных Packard для обслуживания высших чинов ВКП(б). И все же, как истинный «отец народа», Иосиф Виссарионович посчитал плохим примером, что высшие чины ездят на иностранных автомобилях. В 1942 году было принято заключение разработать собственный бронированный лимузин. Так началась история ЗИС-115.Броневик для вождя
Несмотря на несколько опытных образцов, успешно прошедших тестирование в 46-47 годах, первый бронированный автомобиль премиум-класса был выпушен в эксплуатацию в 1948 году. Автомобиль ЗИС-115 производился Московским автозаводом имени Сталина, впоследствии имени Лихачева. Из сборочного цеха вышло ограниченное число экземпляров, согласно спецзаказу правительства Советского Союза, по некоторым данным, общее количество не превышает 32 единиц. ЗИС-115 - бронированный лимузин Сталина получил свое название во многом благодаря тому, что сам вождь был одной из первых персон, которой предназначался этот автомобиль.
Правительственный автомобиль времен только что окончившейся войны был просто обязан олицетворять всю силу и мощь Советской страны. Согласно рекомендациям руководства, ЗИС-115 должен был стать не просто комфортабельным транспортным средством, достойным высших чинов, а неприступной крепостью, способной обеспечить максимальную степень безопасности. Одной из главных задач конструкторов было сделать так, чтобы представительский бронированный автомобиль не выделялся из общей массы транспорта, привлекая к себе излишнее внимание.
Обычный ЗИС с секретом
Так ЗИС-115 внешним видом практически ничем не отличался от серийного автомобиля ЗИС-110. Отличительными чертами служили: дополнительная противотуманная фара-искатель на переднем бампере, крепление для флага, увеличенные шины без белых боковин, выпячивающиеся колпаки и мутные стекла. В остальном транспортные средства идентичны, за исключением специального оборудования для обеспечения безопасности, с которым конструкторы постарались. Толщина брони ЗИС-115 составляла от 4,0 до 8,6 мм и способна обеспечить надежную защиту от пуль и осколков. Дверь автомобиля не удалось пробить ни из одного стрелкового оружия. По поводу общей массы автомобиля бытуют разные мнения, в различных источниках указываются значения в диапазоне от четырех до семи тонн. Силовым агрегатом для этого тяжеловеса служил форсированный 160-сильный двигатель от ЗИС-110, который разгонял этот легковой броневик до 120 км/ч при расходе топлива почти 30 л на 100 км.
Особенности
На машинах, предназначенных для работы на скоростных режимах в средней полосе союза, устанавливалась система охлаждения смазки. Контроль осуществлялся при помощи выведенного на приборную панель термометра с сектором предельных значений. На автомобилях ЗИС-115, предназначенных для эксплуатации в горной местности, устанавливались усиленные системы водяного охлаждения, обеспечивающие повышенную работу водяного насоса при увеличенных оборотах вентилятора. Система включала в себя модифицированные шкивы, особые вентиляторы и дополнительные генераторы.
Безопасность
Сталинский лимузин ЗИС-115 обладал уникальной на свое время системой бронирования, которая делала его ближе к боевой машине, чем к легковому автомобилю. Капсульная система бронирования представляла собой цельную оболочку, обшитую кузовными деталями. Такой подход позволял внешне особо не отличаться от обычных автомобилей, не выделяясь в транспортном потоке, мощнейшая бронировка скрывалась от глаз простых обывателей. Бронекапсула выпускалась отдельно на подмосковном военном заводе под маркировкой «Изделие №100». Каждый бронекорпус выпускался индивидуально для определенного экземпляра ЗИС-115, о чем свидетельствовал особый номер принадлежности, и проходил проверку на армейском полигоне на предмет пробиваемости. Сборка бронированных автомобилей осуществлялась в отдельном цеху с особой индивидуальной пропускной системой.
Пуленепробиваемое стекло толщиной 75 мм. Из-за огромного веса (около 100 кг) для подъема стекол использовался специальный гидроподъемный механизм, а для спуска специальный барашек, причем стекло опускалось максимум наполовину. Для предотвращения случайного или нежелательного открытия дверей на ходу они снабжались специальными цепочками. ЗИС-115 Сталина не оборудовался перегородкой между водительским местом и салоном. Эта отличительная особенность от базового автомобиля ЗИС-110 делала бронированный автомобиль скорее большим седаном, а не лимузином. По некоторой информации отсутствие перегородки было желанием самого Иосифа Виссарионовича, мотивируемым тем, что у него нет секретов от народа.
Комфорт
Автомобили ЗИС-115, хотя и выборочно, оснащались кондиционерами. Установка размещалась в багажном отсеке, воздуховоды находились с двух сторон задних сидений. Для набивки кресел использовался гагачий пух, дорогая тканевая обивка, передние сиденья обшивались вручную кожей.
Одна машина – хорошо, но береженого бог бережет
Не было случая, чтобы для поездок Сталин использовал один и тот же автомобиль два раза подряд. Номерные знаки, которые в том числе и из-за дополнительной фары устанавливались исключительно сзади, всегда менялись после каждой поездки. Никто из работников кремлевского гаража и даже охрана до последнего момента не знали, на каком из автомобилей будет выезд. То же касалось и маршрута, который по обыкновению мог измениться практически в последнюю минуту.
Легендарный автомобиль
Эпоха советских бронированных автомашин для членов правительства завершилась со смертью Сталина. Легендарный автомобиль Сталина ЗИС-115 стал неактуален. Его выпуск был прекращен. Несколько экземпляров сталинских броневиков было подарено партийным лидерам стран соцлагеря, остальные уничтожены под надзором особых комиссий и с подписанием необходимых актов. Причины, по которым было принято решение об утилизации ЗИС-115, доподлинно не известны, но по некоторым оценкам в различных коллекциях сохранилось лишь восемь этих уникальных автомобилей. Самым распространенным мнением об основаниях для уничтожения сталинских броневиков является то, что интерес к этим автомобилям со стороны нового партийного руководства был нулевым, а передача такой техники третьим лицам была невозможна, поскольку находилась под грифом «секретно».