Современная техногенная цивилизация имеет несколько ключевых особенностей. Главная из них заключается в том, что в подобном обществе на первом месте всегда стоит научный прогресс и свобода личности.
Появление термина
Термин «техногенная цивилизация», или «технократизм», появился в 1921 году. Впервые его использовал социолог Торстейн Веблен. В своей книге «Инженеры и система цен» исследователь подчеркивал важность объединения усилий инженеров всего мира ради усовершенствования жизни на земле.
Это понятие быстро стало популярным в научной среде. Последователи Веблена продолжили изыскания своего предшественника. Появилось несколько теорий о том, что такое техногенная цивилизация. В первую очередь она противопоставлялась традиционному обществу. Подобная цивилизация характеризуется тем, что ее члены стараются сохранить былой уклад жизни. Они ориентируются на традиции и болезненно переносят перемены. Это общество с медленным социальным развитием. Техногенная цивилизация построена вокруг противоположных принципов — свободы личности, прогресса, инноваций во всех сферах жизни, готовности подстроиться под быстрые перемены.
Основы техногенной цивилизации
Технократизм — это не только цивилизация (то есть уклад общества), но еще и идеология. Ее сторонники считают, что нет ничего важнее развития науки. Вместе с этим развитие техники ведет к переменам в социальной жизни. Технический рост — это не просто забава ученых. Это еще и способ решить множество общественных проблем (например, убрать пропасть между богатыми и бедными).
Современная цивилизация (техногенная) меняет не только бытовой уклад людей, но еще и политическую систему. Такая идеология подразумевает, что государством должен править не харизматический лидер, а четкий институт власти. Механизмы управления страной в технократическом обществе работают без оглядки на конкретного политика. По сути, личность правителя становится на второй план. На первом месте оказывается сама государственная машина, которая с помощью своих социальных лифтов поднимает наверх только качественных управленцев, а не популистов, обещающих на выборах избирателям золотые горы. Техногенная цивилизация управляется профессионалами — людьми, которые долгим трудом добивались высокой квалификации в своем деле.
Предпосылки появления
Сегодня сложно отрицать, что наука является главным двигателем прогресса. Однако отношение к развитию технологий не всегда было радужными. Даже когда человечество оставило за спиной эпоху варварства, наука еще долгое время была уделом маргиналов. Первые мировые цивилизации, возникшие еще в Античности, безусловно, относились к группе традиционных обществ. Во всех них важное место занимали традиции и обычаи.
Первые предпосылки к зарождению техногенной цивилизации можно отметить в древнегреческих полисах. Это были независимые города, важную роль в жизни которых играли мыслители и ученые. Полисы управлялись с помощью принципов демократии, пришедших на смену классической тирании одного деспота. Именно в этих городах появилось множество значительных человеческих изобретений.
Борьба с традиционным обществом
Разница между традиционным обществом и техногенной цивилизацией колоссальна. Поэтому людям пришлось много столетий доказывать свое право на прогресс. Заметное развитие техногенной цивилизации началось в XV—XVI вв., когда в Западной Европе узнали о существовании Нового Света. Открытие земель на далеких берегах подхлестнуло любопытство жителей католического мира. Самые предприимчивые и инициативные из них становились мореплавателями и исследователями. Они открывали мир вокруг себя и обогащали знания соотечественников. Этот процесс не мог не повлиять на общее состояние умов. В конце концов количество знаний перешло в качество.
Одним из главных препятствий для развития раннего техногенного общества была религия. Церковь в средневековой Европе была важным институтом — как духовным, так и политическим. Ее противники объявлялись еретиками и сжигались на кострах. В начале XVI века в Германии зародилось движение Реформации. Его вдохновитель Мартин Лютер выступал за реформу церкви. У проповедника появилось множество сторонников, в том числе в княжеских немецких династиях. Скоро началась вооруженная борьба между протестантами и католиками. Она вылилась в Тридцатилетнюю войну (1618—1648), после которой во многих странах Европы был установлен принцип свободы вероисповедания.
Влияние прогресса на экономику
В новом обществе гораздо больше ресурсов пошло на развитие образования. Открывались университеты, люди учились и познавали окружающий мир. Развитие технологий привело к экономическому росту. Такие важные изобретения, как ткацкий станок или, например, паровой котел, позволили некоторым странам нарастить собственное производство и повысить благосостояние граждан.
Промышленная революция XIX века сделала Англию главной мировой державой с колониями во всех частях света. Безусловно, это была уже техногенная цивилизация. Проблемы ее развития были связаны с тем, что люди, ставшие хозяевами целого мира, не сразу научились правильно пользоваться его ресурсами.
Важность гражданских свобод
Во время Ренессанса и эпохи Просвещения произошел синтез многих идей античного мира и христианской цивилизации. Новая идеология получила от этих двух оснований только самое лучшее. В частности это была любовь к человеку. Идеи Просвещения гласили, что в мире нет ничего более важного отдельно взятой личности.
Эти принципы сегодня положены в основе конституций большинства государств мира. Человекоцентричность впервые была провозглашена ключевой идеей после объявления независимости США. В конституции этой новой страны были закреплены все основные современные гражданские свободы. По схожему пути через несколько лет пошла Франция, где произошла революция, уничтожившая старый порядок в лице консервативной абсолютной монархии. В дальнейшем на протяжении еще двух столетий разные общества своими путями добивались гражданских свобод, без которых невозможно представить техногенную цивилизацию.
Триумф техногенной цивилизации
В XX веке человек и техногенная цивилизация перешли на новую ступень своего развития. В это время кардинально ускорился темп социальных изменений. Сегодня на жизнь одного поколения приходится столько нового, сколько не было за несколько столетий до этого. Техногенную цивилизацию также иногда называют «западной», подчеркивая место ее происхождения. Сегодня главные обители подобных порядков — Европа и США.
Важно то, что сегодня кризис техногенной цивилизации уже не может произойти, потому что источниками ее развития стали не новые культурные зоны как раньше (колониализм и т. д.), а перестройка уже существующего порядка. Главным успехом перехода от традиционного общества к технократии можно считать изменение ценностей. Сегодня самым важным для общества является любая инновация, что-то новое, как явление.
Традиционная и техногенная цивилизация не могут сосуществовать вместе. Поэтому современное общество отличается динамичным распространением во все уголки планеты. Традиционные общества сами собой изживаются при контакте с новейшими технологиями. У адептов традиций и ненавистников прогресса есть только один способ выжить в сегодняшнем мире — поставить свое общество на путь изоляции. Так живет Северная Корея, которая не признает открытий Запада и даже не поддерживает с ним экономических отношений.
Человек и природа
Одной из важнейших доминант в техногенной цивилизации всегда было желание человека подчинить природу. Человек не сразу научился бережно относиться к окружающему миру. Его активная деятельность, связанная с интенсивным использованием природных ресурсов часто приводят к техногенным катастрофам, наносящим вред экологической обстановке. В череде подобных примеров можно отметить трагедию на Чернобыльской АЭС. Этот тот самый случай, когда люди слишком быстро взялись за использование новой технологии, еще не научившись пользоваться ею. У человечества есть только один дом. Нерациональное отношение к природе — одна из главных проблем технократии.
Для члена такого общества принципиально необходимо заниматься преобразующей деятельностью. Именно с этим правилом связаны те ценности техногенной цивилизации, благодаря которым она постоянно меняет собственные основания.
Место личности в новом обществе
Появление техногенной цивилизации изменило положение человека в социуме. В традиционном обществе люди крайне зависимы от верховной власти, традиций и кастовой системы.
В современном же мире личность автономна. Каждый человек может по своему желанию менять свою обстановку, контакты, рабочий круг. Он не привязан к догматическим порядкам. Современный человек свободен. Независимость необходима личности для развития и самореализации. Техногенная цивилизация, которая построена на инновациях и открытиях, поощряет и поддерживает индивидуальность каждого индивида.
Ведь человек сделал что?