Когда идет речь об отечественном автопроме, то первое, что приходит на ум – модели Волжского автомобильного завода. Наиболее узнаваемым автомобилем нашего времени от АвтоВАЗа является Lada Kalina. Она выпускается как на экспорт, так и для внутреннего рынка. Разница между данными модификациями весомая, поэтому сравнивать их нет никакого смысла. В техническом плане машина имеет весьма неплохие показатели, хотя бы потому, что рассчитана на отечественные дороги, а это уже говорит о многом.
Развитие российского автопрома, который в советское время прославился благодаря следующим авто: «Москвич» и «Жигули», началось еще в XIX веке. До возникновения Союза Республик несколько раз промышленность вставала на ноги и сразу падала, и лишь к 1960 году зажила полной жизнью – была запущена массовая автомобилизация. Из кризиса, который последовал сразу после развала СССР, с трудом, но русский автопром выкарабкался. И сейчас один из крупнейших производителей, который показал миру автомобиль Lada Kalina, – это детище АвтоВАЗа. Хоть и на территории России все чаще можно встретить иномарку, каждой второй машиной является экземпляр отечественного производства. Это показывает патриотизм и любовь населения к родине, а также то, насколько дешевле ВАЗовские автомобили в сравнении с иностранными. Более подробную историю можно прочитать ниже.
Российская автомобильная промышленность до 1917 года
Первые русские автомобили стали появляться с 1896 года. Именно с того времени стал развиваться отечественный автопром. Первая модель имела двигатель внутреннего сгорания и появилась в указанном году. На публике ее «представляли» Евгений Яковлев и Петр Фрезе.
После такого события в России появляются первые частные фирмы, которые представляют российский автопром того времени. Однако все они уже совсем скоро меняют свою деятельность. К 1912 году «на плаву» осталось лишь две работающих компании. Речь идет о Русско-Балтийском вагонном заводе и заводе Пузырева. Первый располагался в Риге, второй – в Петербурге. РБВЗ довелось выпустить свой первый экземпляр транспорта в 1909 г., в то время как РАЗИПП начал функционировать в 1911 г. Через четыре года второй завод сгорел, и спустя небольшой промежуток времени умер и его основатель. РБВЗ из-за приближающихся к Риге военных действий разделился на несколько филиалов: один находился в Петербурге (здесь была налажена сборка авиатехники), второй – в Твери.
Российский автопром стал развиваться в усиленном темпе из-за начала Первой мировой войны. А все благодаря тому, что сильно возросла потребность в дополнительной технике. Правительство издало указ о создании шести заводов. Для их возведения было выделено около 11 млн. рублей. По расчетам властей общее производство должно было составить 10 тыс. машин в год. Однако завершились эти планы весьма трагично. После революции 1917 года и последующей инфляции, коллапса системы транспорта в России, строительство заводов закончено не было. В конечном итоге государство имело лишь один конвейер, с которого сходила легкая и тяжелая техника. За 1917 год на Московском заводе смогли собрать практически 500 автомобилей. После налаживания ситуации власти приняли решение о возобновлении постройки тех сборочных пунктов. Но только лишь два из них со временем сохранили свою специализацию.
Россия в составе СССР
Русские автомобили заметно преобразились во время пребывания в Советском Союзе. Момент выпуска грузовой машины Ф-15 Московским заводом принято считать точкой начала развития автопрома. Чуть погодя АМО было переименовано. После реконструкции завод стал выпускать по лицензии грузовики. В Нижнем Новгороде, который был более известен как Горький, тогда построен НАЗ. Этот завод, используя разрешение от американской фирмы Ford, стал производить грузовики и легковые машины. Созданные компании смогли стать национальным достоинством Советского Союза, а выпущенная машина «Жигули» – символом того же государства. Вместе с менее крупными автомобильными марками российский автопром вышел в Европе на первое место, в мире он занял вторую позицию в категории выпуска грузовиков. До начала конфликтной ситуации на территории СССР в рамках Второй мировой было выпущено более 1 млн. экземпляров.
До 70-х годов развитие автопрома шло в интенсивном темпе. При этом в большей части русские автомобили представляли собой огромное количество грузовиков – именно их производству отдавалось предпочтение.
Население стало обзаводиться личными авто уже к тому времени, как Италия решила построить на территории Союза ВАЗ. Завод работал в достаточно быстром темпе. Изначально за год производилось 660 тыс. экземпляров, затем, ближе к 80-м годам, эта цифра выросла до 730 тыс. И, конечно же, машина «Жигули» составляла в этом показателе львиную долю. Наряду с ней производилась и «Нива». Этот же завод стал первым, кто на территории СССР выпустил с конвейера хэтчбек.
В 1969 году было начато строительство КамАЗа, закончено оно к 1976 г. Именно он позволил перевести многие советские автомобили на дизельные силовые механизмы. По плану завод производил 150 тыс. грузовиков и 250 тыс. агрегатов в год.
Благодаря хорошей поддержке от правительства и общим усилиям всех заводов, к 1980 году СССР занимал в мире:
- Первое место по производству автобусной техники.
- Третье место по производству грузовиков.
- Пятое место по общему производству. Здесь русские автомобили уступили японским, американским, немецким и французским коллегам.
И даже с кризисом российский автопром продолжал радовать отечественного покупателя совершенного новыми марками машин. В это время производство перестало увеличиваться в размерах, появился дефицит запчастей. Лидерство СССР постепенно угасало. Но именно в данный период мир увидел такие «вечные» модели, как авто «Москвич», «Спутник», «Ока», «Таврия» и некоторые грузовики.
После распада Советского Союза судьбы русского автопрома, украинского и белорусского разошлись по своим дорогам.
Современный автопром России
Кризис, который нагрянул после реформ 1992 года, практически остановил работу всего российского автопрома. Были снижены темпы производства, количество собираемых машин. Даже те, кто выпускал недорогие по себестоимости экземпляры, приостановили свою деятельность. Связано это были с ужасными экономическими и финансовыми проблемами. Можно сказать, что выдержали такой удар по государству лишь действительно сильные российские автопроизводители – проверенные временем. Речь идет о ВАЗе, ГАЗе и заводе Лихачева. Они выпустили поистине легендарные машины – «Ладу», «Волгу», «Бычка». Именно благодаря этим сериям кризис был успешно преодолен. Хотя девальвация рубля в 1998 г. заметно ударила по производителям.
Уже к 2002 г. в государстве полным ходом идет сборка иностранных моделей. К этому времени в государстве открыто более десятка зарубежных филиалов. Среди легковых автомобилей их доля составляла 40 %. В 2010 году был реализован план выработки 1 млн. иностранных экземпляров в год.
Сейчас Российская Федерация входит в список 15 лучших производителей мира. На территории государства открыто более чем 50 автомобильных заводов.
Лучший отечественный автомобиль
Если рассматривать поистине лучший автомобиль, производимый в СССР, то необходимо остановить свое внимание на том, который получил служебный индекс «М-20». Верно, речь идет о «Победе». Она производилась на Горьковском заводе с 1946 по 1958 гг. До остановки производства было выпущено около 240 тыс. экземпляров.
Автомобиль имел потрясающие формы, которые так и привлекали к себе покупателей. Следует отметить высокую проходимость, хорошую устойчивость. Максимальная скорость немного превышала отметку 100 км/ч. Именно такой автомобиль был необходим советским людям, пережившим войну. Основным недостатком машины многие называли ее двигатель. Действительно, модель «М-20» была весьма надежной, но нестабильной в плане работы силового агрегата. Хоть он и отличался долговечностью, но, откровенно говоря, был слабоватым для такого рода машины.
Наиболее дорогой российский автомобиль во времена СССР
Следует отметить ЗИС-110, который относится к классу представительских автомобилей. Его производство было начато в год конца ВОВ. А в 1958 г. его заменил другой автомобиль той же серии. Когда завод получил имя Лихачева, его название немного изменилось – ЗИЛ-110. За все время производства выпущено чуть больше 2 тыс. экземпляров всех сборок.
Советский покупатель всегда отмечал изящность данного автомобиля, а также красоту кузова. Установленный двигатель имел 8 цилиндров и работал на 4 тактах. Его мощность составляет 180 лошадиных сил.
Этот автомобиль можно поставить в одну линию с «Победой». Разница между ними лишь в том, что «М-20» больше подходит среднему классу населения из-за ценовой политики, а описываемый – высшему.
Наиболее безопасный русский автомобиль
Новый "УАЗ Патриот" (или УАЗ-3163) с уверенностью занимает лидирующее место среди наиболее надежных автомобилей России. Внедорожник обладает всеми нужными опциями, функциями и характеристиками, которые необходимы для езды по русским дорогам. Машина имеет пять дверей, а также повышенный уровень вместительности как в багажном отделении, так и в пассажирском. «Патриот» отлично подходит для езды в сельской местности, что уже добавляет ему дополнительные плюсы при сравнении с другими внедорожниками отечественного производства. Серия выпускается с 2005 года Ульяновским заводом. Помимо отличных технических характеристик, он имеет весьма впечатляющий внешний вид, так и привлекает к себе серьезных людей, ведь выполнен в минимализме.
Надежный русский автомобиль
Любой житель России отметит в данной категории автомобиль ВАЗовского производства. Конечно, речь идет о машине «Жигули», которая больше известна под именем «копейка». Неудивительно, ведь спустя столь продолжительное время с начала ее выпуска, она по сей день разъезжает по русским дорогам. Каждый третий автомобиль в России - именно «Жигули». Стоит задуматься.
Наиболее красивый автомобиль
«Чайка» на все сто процентов побеждает в этой номинации среди всех отечественных автомобилей. Она производилась на Горьковском заводе. И вошла в историю как та машина, на которой постоянно ездили чиновники. Их привлекал красивый и эстетичный внешний вид.
Лучший русский автомобиль
«Лада Приора», по отзывам многих автолюбителей, самая лучшая. Особенно она приходится по душе современным покупателям, которые не гонятся за чересчур новыми и навороченными экземплярами. Данная модель имеет усилитель руля, отличную подвеску и кондиционер.
Экономичный автомобиль
В качестве экономичного автомобиля можно отметить «Оку». Продукция ВАЗ всегда отличалась недорогой стоимостью, но эта модель оказалась наиболее дешевой. Более того, она имеет и впечатляющие характеристики, как для бюджетника.
«КамАЗ»: самосвал
Неудивительно, что «КамАЗ» - один из лучших производителей на территории России, если говорить о грузовых машинах. Они используются практически во всех отраслях: сельскохозяйственной, коммунальной, строительной. В 2010 году серия была переоснащена новой кабиной, которая отличалась повышенным удобством. Серия «КамАЗ» (самосвал) внушительная. Каждая из моделей имеет свои отличительные особенности. Примерная цена одной из таких габаритных машин составляет 170 тыс. рублей. Автомобили хорошо разъезжают по стандартным дорогам, но плохо справляются с ездой по бездорожью.
Пожарный ЗИЛ
Пожарные автомобили, несомненно, постоянно нужны. Они должны иметь потрясающие технические характеристики. Это один из видов машин, в которых внешние данные совершенно неважны. Долгое время для СССР выпускались автомобили для пожарных станций заводом Лихачева. Со временем они были усовершенствованы во всех аспектах. Пожарный ЗИЛ стал лучшим экземпляром для СССР.