Популяризирующий атеистическую идеологию, Сэм Харрис, кроме прочего, в своих работах ставит вопрос о разделении интересов церкви и государства. Возможно ли это? Будучи обладателем докторской степени по философии в области нейробиологии, он критикует религию с позиции научного скептицизма. Раскрывая истинную ее суть, призывает к свободе вероисповедания, доказывает необходимость и доступность публичной критики церковных догм.
![Сэм Харрис](http://fb.ru/misc/i/gallery/28294/1220315.jpg)
Кто такой Сэм Харрис?
Серьезно заявил о себе книгой «Конец веры», которую начал писать после актов террора в США в 2001 году. За эту работу в 2005 г. получил литературную награду. Книга была в лидерах по рейтингу больше 30 недель. Получил докторскую степень престижного университета. Одним из направлений диссертации были исследования участков коры мозга с помощью магнитного резонанса в ответственные моменты принятия человеком решений. Изучались влияния факторов при определении суждений и мотиваций к действию по различным вопросам, в том числе связанных с верой и ее отсутствием.
Будучи автором литературных и публицистических работ о философии и религии, резко высказывается в них о необходимости пересмотра подходов к морали, вере, теории лжи, свободе волеизъявления и мышления, исламском радикализме и терроризме. Сэм Харрис является соучредителем фонда «Проект Разум». Читает лекции в престижных университетах. Появляется на телевидении в документальных проектах, активно дискутирует с известными религиозными деятелями, отвечает на критику своих книг.
![Сэм Харрис книги](http://fb.ru/misc/i/gallery/28294/1220327.jpg)
Жизненная позиция
Считает, что нельзя больше медлить и пора открыто, свободно и аргументированно начинать обсуждать религию, чтобы она не была преградой для развития научного прогресса. Харрис вырос без принуждения к вере в бога. Не скрывает, что, будучи студентом, имел опыт воздействия на свою психику наркотиков. Сэм Харрис отмечает, что, принимая экстази, получал возможность чувствовать «прозрения».
В колледже занимался боевыми единоборствами. Уехал после первого курса университета в Индию, чтобы приобщиться к духовной практике медитаций. Испробовал под присмотром буддийских и индуистских учителей различные техники. Считает, что можно получить «просветление ума» и без воздействия наркотических препаратов, и старался добиться этого, экспериментируя над собой. Спустя 11 лет вернулся в университет, окончил обучение, став ученым философом с докторской степенью.
![Сэм Харрис книги и биография](http://fb.ru/misc/i/gallery/28294/1220306.jpg)
Биография
Сэму Харрису сейчас 49 лет. На свет появился в Лос-Анджелесе в апреле 1967 года. Вырос в семье Беркли и Сьюзан Харрис. Его отец – актер, а мать – продюсер и создатель телевизионного сериала (комедии). В колледже серьезно занимался боевыми искусствами и даже был наставником в группе. Поступил в Стэнфордский университет и окончил его с перерывом в учебе на 11 лет. Бакалавр философии с 2000 года.
Что о своей личной жизни говорит Сэм Харрис? Книги и биография после их выхода тесно связаны. Рассуждать о семейных ценностях философ-атеист не любит, ссылаясь на соображения безопасности в век нетерпимости. Критикуя в своих работах связь религиозных верований и терроризма, рискует сам стать мишенью фанатиков и подставить под удар своих близких. В браке с 2004 года. Его жена, Аннака, редактор литературы и соучредитель фонда «Проект Разум», основанного для распространения знаний об окружающем обществе для благих целей. У пары в браке две дочери.
![Конец веры Сэм Харрис](http://fb.ru/misc/i/gallery/28294/1220344.jpg)
Сэм Харрис: книги
Наиболее значимой и основополагающей была его дебютная работа. К написанию ее подтолкнули трагические события 2001 года в США. О чем книга «Конец веры»?
Сэм Харрис в ней пытается анализировать «схватку» религии с прогрессирующим разумом меняющегося современного общества. В качестве доводов приводит исторические параллели, акцентируя внимание на событиях, когда слепая и безграничная вера приводила к злу и бедствиям. Открыто призывает общество отвергнуть возможность активного вмешательства церкви и вообще организованной религии в дела государств и мировую политику.
После многочисленной критики попытался донести свою мысль и отстоять идеологию в «Письме к христианской нации» (2006 г.). Спустя четыре года полемики и дискуссий выходит в свет его «Моральный ландшафт» (2010 г.). В этой работе автор пытается донести посыл о том, что только наука может разъяснить сложные вопросы моральных ценностей и их влияние на благосостояние отдельного человека и общества в целом.
В следующей работе, небольшом эссе, увидевшем свет в 2011 году, «Ложь» («Лживость»), Харрис рассуждает об истоках и природе этого порока. В 2012 году выходит еще одно небольшое документальное повествование о «Свободе воли». Завершает на данный момент список авторских изданий его пособие-руководство («Пробуждение», 2014 г.) по сохранению духовности без участия религии.
Критика
Многократно выступал в защиту своих идей и мировоззрения, доказывая несостоятельность обвинений в проявлении нетерпимости и ненависти. Сэм Харрис осуждался за то, что пытался оправдать применение пыток (судебная практика) в особых случаях и как исключение из правил. Его оппонентов не устраивает желание автора подать и объяснить проблемы науки о моральных ценностях в упрощенном виде.
Особое мнение Харриса по поводу психологии радикально настроенных исламистов и террористов, идущих на смерть ради веры, также вызывает волну непонимания и недовольства. Критикуется за определения понятия «религиозного фанатизма». За активную позицию его причисляют к «вестникам Апокалипсиса». Многие также утверждают, что в его работах нет новой информации, а упомянутые исторические факты просто подаются в новом и искаженном автором атеистическом видении сути событий.
![Сэм Харрис ложь](http://fb.ru/misc/i/gallery/28294/1220314.jpg)
Поддержка
Его книги популярны, послушать лекции собираются полные залы, дискуссии на телевидении поднимают рейтинги программ, где присутствует Сэм Харрис. «Ложь», его небольшое эссе, было напечатано отдельным изданием. Поддерживают его и единомышленники. Даже критики находят в его текстах рациональное зерно.
Трудно оспаривать явные и очевидные проблемы веры, на которые веками пытаются закрывать глаза и которые поднимает на поверхность Сэм Харрис. В своих работах он ставит вопрос ребром и призывает ответить тех, кто считает уместным благодарить бога за приятные каждодневные мелочи. Особенно актуально это в то же самое время, когда невинные дети, родившиеся в другой вере, обществе с иными моральными ценностями и идеалами, страдают и умирают в страшных муках.