В русской литературе это имя неразрывно связано с жанром маринистики. Стало почти банальностью утверждение, что в русском искусстве есть два непревзойдённых певца морской стихии, равных по таланту: в живописи – Иван Айвазовский, в литературе – Станюкович. Константин Михайлович был выходцем из рода потомственных моряков.
Казалось бы, о чем ещё мог писать он, сам успешно начинавший карьеру морского офицера, когда ощутил тягу к литературному творчеству? Между тем, свою главную тему он нашел далеко не сразу.Сын адмирала
Он родился в 1843 году в городе, олицетворявшем морскую славу России – в Севастополе. Отец – адмирал Михаил Николаевич Станюкович – занимал пост военного губернатора и коменданта севастопольского военного порта. «Грозный адмирал», как назовет его впоследствии сын-писатель, считал морскую службу лучшим делом для мужчины, строгий военный порядок – самым правильным способом организации жизни, подходящим и для семьи. Потомок древнего дворянского польско-литовского рода Станьковичей, он обладал железной волей и сильным характером. Морское дело было древней семейной традицией: даже его жена Любовь Федоровна была дочерью морского офицера.
Династия должна быть продолжена – в этом был убежден адмирал Станюкович. Константин Михайлович, с детства бывший бойким и сообразительным ребенком, стал в этом отношении главной надеждой отца. Тот предпринял меры для первоначального образования сына, приставив к нему в качестве наставника и домашнего учителя хорошо образованного, происходившего из петербургской интеллигенции Ипполита Матвеевича Дебу. Он был сослан на службу рядовым солдатом, после отбытия ссылки. Ссылка была альтернативой смертной казни по делу петрашевцев (1949) – либерального кружка молодых социалистов под руководством Михаила Буташевича-Петрашевского, где соратником Дебу по кружку был Ф. М. Достоевский. Дебу не внушал своему десятилетнему ученику своих радикальных взглядов, зато привил ему вкус к хорошей литературе.
Медаль за оборону Севастополя
В 1853 году началась Крымская война, ставшая символом накопившихся в России общественных проблем, связанных с бездарной политикой самодержавия, душившего надежды передовых слоёв народа на реформы, ожидавшиеся еще после победы в войне 1812 года. Это выльется потом в революционное движение 1860-х, влияния которого не избежит и Станюкович. Константин Михайлович будет сочувствовать реформаторским идеям, а пока ему 11 лет, и он наблюдает приближавшиеся к Севастополю англо-французские войска.
Во время обороны города Константин находится при отце и часто выполняет обязанности курьера, доставляет медикаменты на перевязочный пункт и т. д. Он своими глазами наблюдает героизм русских моряков и трагедию сдачи города, видит легендарных руководителей обороны – адмиралов Корнилова и Истомина. Когда после эвакуации из осажденной базы Черноморского флота в 1856 году он зачисляется в Петербургский пажеский корпус, он получает там медали «В память о Восточной войне» и «За защиту Севастополя». По ходатайству отца, мечтающего о военно-морской карьере сына, в 1857 году Станюкович становится кадетом Морского корпуса.
Конец офицерской карьеры
К началу 1860-х он уже заражен страстью к словотворчеству. В 1859 году выходит журнал «Северный цветок» с его первой публикацией - стихотворением «Отставной солдат». Через год между Константином Михайловичем и отцом вспыхивает конфликт, положивший начало холодности в их взаимоотношениях, которая окончится через некоторое время полным разрывом. Сын объявляет о своём решении перевестись в гражданское учебное заведение – в Петербургский университет, против чего резко возражает адмирал Станюкович. Константин Михайлович будет вынужден отправиться в кругосветное путешествие на корвете «Калевала», в экипаж которого он будет зачислен по настоянию отца осенью 1860 года.
Старый моряк надеется, что на крепком океанском ветру голова его сына очистится от разной чепухи, и династия флотоводцев Станюковичей продолжится. Но для Константина участие в трехгодичной кругосветке – лишь способ набраться новых знаний и впечатлений для своей писательской работы. А она уже началась: в популярном издании «Морской сборник» печатаются статьи и очерки гардемарина Станюковича, а в свободное от службы время он неутомимо записывает свои впечатления от увиденного и услышанного.
Выход в отставку
В 1864 году мичман Станюкович, преодолев активное противодействие отца, увольняется из флота. Начало новой жизни складывается нелегко. Он начинает активное сотрудничество с различными изданиями – «Голос», «Петербургский листок», «Будильник» и др. В «Морском сборнике» опубликован рассказ Константина Станюковича «Шторм». Но вскоре следует женитьба на Любови Николаевне Арцеуловой, затем рождение первой дочери, и перед молодым писателем встает задача достойного материального обеспечения семьи. Для этого он несколько раз поступает на службу в различные департаменты.
В творческом плане для Станюковича продолжаются поиски стиля и главной темы. Хотя его впечатления о морской службе, вышедшие отдельной книгой в 1867 году под названием «Из кругосветного плаванья», были встречены с интересом, он все больше проникается желанием писать на общественно-политические темы. Он чувствует правоту идей, которые высказывают вдохновители набирающего всё большую силу революционного движения, особенно его радикального крыла – народничества. Одно время он даже работает учителем в начальной школе одного из сел Муромского уезда.
Редактор журнала «Дело»
Постепенно морская тема отходит на второй план. С 1872 года Станюкович начинает активно работать в журнале «Дело», а с 1877 года уже в каждом номере публикуются его статьи и фельетоны. Среди них «Письма знатного иностранца» и «Картинки общественной жизни», которые приносят Станюковичу известность жесткого критика российской действительности после реформ 1861 года. Сходным темам посвящены романы «Омут» и «Два брата», вышедшие в начале 80-х годов.
В 1880 году Станюкович становится одним из редакторов «Дела», а через три года – его главным редактором. Он уже обладает определенным весом и авторитетом у сторонников революционных преобразований, а официальной властью и полицейскими органами характеризуется как «личность противоправительственного образа мыслей».
Арест и ссылка
В начале 80-х писатель несколько раз выезжает за границу в связи с болезнью старшей дочери. Там он встречается с группой политических эмигрантов из России, в том числе самого радикального толка, среди которых были народовольцы - непосредственные участники и организаторы терактов против видных царских чиновников – С. Кравчинский, В. Засулич и др.
Это не могло пройти мимо внимания полиции, особенно после покушения 1 марта 1881 года на Александра II, и в апреле 1884 года Станюкович был арестован и помещен в казематы Петропавловской крепости. Это произошло при возвращении писателя из-за заграницы, совершенно неожиданно, и семья некоторое время не знала о его местонахождении. Начинается долгое дознание, закончившееся только через год.
Второе рождение
В 1885 году писатель высылается на три года в Сибирь под полицейский надзор и поселяется в Томске. Здесь и произошло настоящее рождение великого писателя-мариниста. Он много работает, создаёт и произведения с описаниями сибирского быта, но главной темой его повестей и рассказов становится жизнь военных моряков.
Появляются его знаменитые шедевры из сборника «Морские рассказы»: «Человек за бортом!», «На каменьях», «Побег» и др. Читатели и прогрессивная критика отмечали, что проза Станюковича увлекательна не только духом морской романтики, точностью и достоверностью в самых небольших деталях, но и гуманистическим характером, стремлением к справедливости, вниманием к простому человеку.
«Он не только чувствовал, он жил морской жизнью»
После возвращения из ссылки в 1888 году Станюковича ожидает в столице восторженный приём, вызванный громким успехом его «Морских рассказов». О его сборнике положительно отзываются и профессиональные моряки, и литераторы. Первым нравится мастерское отображение трудного морского быта, вторым - ясный и внятный язык, удивительная новизна сюжетных ходов. Такие рассказы, как «Человек за бортом!», «Между своими», «Гибель Ястреба» и др., отмечались за точность человеческих характеров, правдивость поступков, определяемых сложностью жизненных обстоятельств. В них действуют живые люди, значительность которых не зависит от происхождения или образования.
Положительные отзывы о рассказах Станюковича размещались в изданиях самых разных политических взглядов. «Максимка», «Американская дуэль», «Истинно русский человек» и другие произведения находили понимание у славянофилов, восхищавшихся обнаруженной в них гордостью за высокие нравственные качества русских матросов. Доброта, отвага и бесшабашность их цельной души имели для них явственные национальные истоки. «Червонный валет», «В далекие края», по мнению других, содержали высоты духа, которые имеют общечеловеческую ценность. Общим было мнение о воспитательной и образовательной ценности прозы Станюковича.
Наследие и память
Последние годы жизни писателя были наполнены упорным трудом, уважением коллег, любовью читателей, болезнями и потерей близких. Константин Михайлович Станюкович, биография которого оставалась тесно связанной с Россией от первого до последнего вздоха, умер в Неаполе, в 1903 году.
Он не считается гением русской словесности уровня Толстого, Достоевского или Чехова, но без пронизанной морскими ветрами прозы Станюковича русская литература XIX века лишилась бы значительной части своей широты и многогранности. И в наше время ею увлекаются взрослые и дети, по рассказам и повестям великого мариниста снимаются фильмы, и сегодня они зовут в море будущих мореходов.