Канова Антонио – новый Фидий

Канова Антонио (1757–1822) – итальянский художник и скульптор, выдающийся представитель неоклассицизма, певец идеальной красоты. Его работы и гений сделали очередной переворот в искусстве. В первый период его творчества все находились под влиянием гения барокко Лоренцо Бернини, но молодой Антонио нашел свой путь.

Канова Антонио

Детство и юность

Канова Антонио родился в Поссаньо, в маленьком городке в Тревизо, в предгорьях Граппа. В четыре года он потерял обоих родителей и воспитывался дедом, который имел тяжелый характер. Дед был каменотесом. Он понял призвание своего внука и представил его сенатору Джованни Фалиеро. Под его покровительством в 1768-м в Венеции Канова Антонио начал вырезать свои первые скульптуры. Тем временем дед продал небольшую ферму, и выручка пошла на то, чтобы Антонио имел возможность изучать античное искусство. В октябре 1773 года по заказу Фалиеро Канова начал работать над скульптурой «Орфей и Эвридика», которая была закончена через два года и была принята с большим успехом. Он был вдохновлен древнегреческим искусством и не поддался влиянию шедевров XVIII века. Молодой Антонио создал свою собственную мастерскую в Венеции. В 1779 году он изваял еще одну скульптуру - «Дедал и Икар» - и выставил ее на площади Сан-Марко. Она также получила широкое признание.

«Дедал и Икар»

Одна из первых работ Канова, которая изображает две фигуры. Это юный, идеально прекрасный Икар и старый, с далеко небезупречным телом Дедал. Прием контраста старости и молодости усиливает впечатление от композиции, в которой скульптор находит новый прием. Он его в дальнейшем будет использовать: ось симметрии находится в центре, но Икар отклонен назад, и они вдвоем с Дедалом образуют X-образную линию. Таким образом он получает необходимое равновесие. Игра света и тени также важна для мастера.

Антонио Канова скульптуры

Переезд в Рим

В 22 года, в 1799 году, Антонио уезжает в Рим и начинает глубоко изучать работы греческих мастеров. Он также ходит в школу «ню» Французской академии и Капитолийского музея. Он узнает главных героев мифологического искусства и обдумывает собственные художественные принципы, которые будут базироваться на благородной простоте. Это скажется на его развитии как художника. Развивая классический стиль, Антонио Канова скульптуры создает такие, что его современники считают, что он стоит на одном уровне с лучшими античными ваятелями. Но это будет чуть позже, а пока он просто успешно вписывается в культурную атмосферу Рима. Там же он создаст свои лучшие работы - «Амур и Психея», «Три грации» и «Кающаяся Магдалина», которые принесли ему успех и всемирную известность.

«Амур и Психея»

«Амур и Психея» представляет собой группу из двух фигур. Они выполнены в 1800–1803 годах. Бог любви нежно созерцает лицо своей возлюбленной Психеи, которая отвечает ему не меньшей нежностью. Фигуры пересекаются в пространстве таким образом, что образуют мягкую извилистую X-линию, создающую впечатление, что они парят в пространстве.

биография Антонио Канова

Это очень изящный арабеск, в котором Психея и Амур расходятся по диагонали. Распростертые крылья бога любви уравновешивают положение тел. Руки Психеи, обнимая голову Амура, создают центр, на котором концентрируется все внимание. Элегантные плавные формы влюбленных выражают мысль Антонио об идеальной красоте. Оригинальная работа хранится в Лувре.

Влияние греческого искусства

Первоначально работы Антонио не слишком отличались от произведений остальных скульпторов. Однако, изучая греческие скульптуры, Канова Антонио пришел к выводу, что следует избегать преувеличенных изображений страстей и жестов. Только контролируя себя, поверяя гармонию алгеброй, говоря иносказательно, можно передать чувственное в идеальном. Это будет непохоже на искусство рококо. Антонио поэтапно создавал свои произведения. Сначала в воске, затем в глине, потом в гипсе. И только после этого переходил к мрамору. Он был неутомимый труженик, который не выходил из мастерской по 12–14 часов.

Мифологические сюжеты

«Три грации» созданы в период между 1813-м и 1816 годами по просьбе Жозефины Богарне. Вполне вероятно, что Канова хотел изобразить традиционный образ Харит, который существовал в греко-римской мифологии. Три дочери Зевса – Аглая, Евфросиния и Талия – обычно сопровождают Афродиту.

творчество и биография Антонио Канова

Красота, радость, процветание являются их символами. Две девушки обнимают центральную фигуру, их также объединяет шарф, который усиливает единство фигур. Стоит отметить наличие столбца-опоры, своего рода алтаря, на который помещен венок. Как и в других работах Канова, плавные изгибы совершенных женских тел, совершенство обработки мрамора приводят к игре света и тени. Три Хариты представляют благодать, которая понимается как гармония форм, изысканность и изящество поз. Оригинал находится в Эрмитаже.

Неповторимый стиль

Скульптор использовал исключительно белый мрамор, который моделировал с пластичностью и грацией, изысканностью и легкостью. Его гармоничные скульптуры, живя в неподвижности, все-таки кажутся оживающими в движениях. Еще одна особенность его таланта состояла в том, что он все работы по полировке доводил до максимума. Благодаря этому они имеют особый блеск, который акцентирует внимание на естественной сияющей красоте.

«Кающаяся Магдалина»

Эта скульптура датируется периодом между 1793-м и 1796 годами. Оригинал хранится в Генуе. Это была первая работа скульптора, попавшая в Париж на выставку в Салоне в 1808 году. Молодая и прекрасная Мария Магдалина упала на колени на камень. Ее тело надломлено, голова склонена влево, глаза наполнены слезами. В руках она держит распятие, от которого не может отвести глаз.

Мария магдалина

На ней надета грубая власяница, которую поддерживает веревка, волосы небрежно рассыпаны по плечам. Вся фигура полна скорби. Одежда и тело имеют слегка желтоватый налет. Этим скульптор хотел подчеркнуть контраст между чувственным очарованием, которое исходит от фигуры, и познанием глубины греха. Призванием божественного прощения, покаянием автор стремился возвысить человека.

Во время оккупации Италии Наполеоном многие итальянские работы были вывезены во Францию. После падения империи Канова взял на себя дипломатический труд вернуть их на родину. Украденные и незаконно вывезенные произведения искусства благодаря его стараниям были возвращены. Папа Пий VII в знак благодарности за патриотизм дал ему титул маркиза Искья-ди-Кастро. Так неожиданно складывалась биография Антонио Канова.

Умер Канова утром 13 октября 1822 года. Похоронен в гробнице, созданной им самим на родине в Поссаньо. Его сердце захоронено отдельно.

Читателю кратко представлено творчество и биография Антонио Канова.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.