Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) – великий Карл – так еще при жизни величали современники живописца. Его имя ставилось в один ряд с именами лучших портретистов Фландрии. А император Николай I пришел в такое восхищение от одной из его работ, что пожаловал ему перстень с бриллиантом.
Французские корни
Профессия художников в семье Брюлло была наследной: прадед, дед, отец – все состояли в цехе художников. Отец, академик и преподаватель, был первым учителем своих детей. Матушка будущего живописца имела девичью фамилию Шрёдер, происходя из обрусевшей немецкой семьи.
Годы учебы (1809 – 1821)
Двенадцать лет учился в Академии Карл Брюллов. Биография его в эти годы, благодаря уникальному таланту и серьезной домашней учебе, складывалась более чем благополучно: он резко выделялся среди однокашников. Образование базировалось на принципах классицизма. Последовательность обучения, ныне утерянная, была незыблема. К рисованию живой натуры приходили после ряда длительных этапов обучения: копирования оригиналов (натюрмортов и фигурных композиций), рисования с гипсовых слепков, потом – манекенов в драпировках «под людей».
Карл постоянно шел впереди своих сверстников. Юноша искренне любил классицизм, в котором реальное подчинялось идеальному, где не было места волнениям и суете мира. Но живая жизнь с ее политическими страстями и красота живой натуры вторгалась в мир идеалиста. И в своей первой картине «Нарцисс» (1819) он вышел за условные рамки, которые были заданы Академией. А за конкурсную картину, которую он выполнил, соблюдая все каноны, Брюллов получил золотую медаль.
Поездка в Италию
Недавно созданное Общество поощрения художников отправляет двух братьев, Карла и Александра, в Рим. Перед вами портрет Александра Брюллова в те годы.
Он был не только красив, но обладал большими способностями к рисованию и архитектуре. В Петербурге им построено здание Пулковской обсерватории и не только. Этот первый визит в страну, где вся атмосфера пропитана искусством и красотой, навсегда войдет в душу братьев. В это время по разрешению императора их фамилия русифицируется и теперь становится не Брюлло, а Брюллов. А пока, по дороге, Карл Брюллов, биография которого дарит ему встречи с готическим искусством и творчеством Тициана, поражается и восхищается ими. Но исподволь идеи романтизма, с которым русские еще не знакомы, начинают его волновать.Флоренция и, наконец, Рим совершенно ошеломили и пленили начинающего художника. Более всего он восторгается Рафаэлем и Леонардо, но также и замечает, что в стране неспокойно. В ней зреет освободительное движение. Свобода – вот что влечет весь народ страны. Ни одну картину в это время Брюллов не может довести до конца – в голове никак не укладывается в стройную систему все, что он видит. Но зато делает около 120 портретов. Все его модели без исключения красивы. Например, «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824).
Уже в этой ранней работе виден и блестящий дар колориста, и мастерство, которое дала ему Академия. Этот интимный семейный портрет семьи, с которой художник дружил, сразу вызывает симпатию. В эти годы, став популярным живописцем, получая много заказов, Карл Брюллов, биография которого делает новый поворот, порывает с Обществом поощрения художников и начинает писать самостоятельные работы. Он свободен в выборе тем, он может создать новое произведение и продать его. Брюллов стал независимым человеком.Парадный портрет (1832)
Это парный портрет-картина, который изображает Джованнину и Амацилию Паччини. Он известен как картина «Всадница». Итальянцы сразу заговорили о молодом русском живописце. Восторженные итальянские критики расхваливали в картине все – виртуозность, с которой она написана, нежную и богатую палитру. Их поразила естественная грация движений и поз, пластическая завершенность. Многие из них считали, что картина «Всадница» отмечена гениальностью.
Движения модели на вороном коне стремительны, но они уравновешены и торжественны благодаря композиционному построению. Фигура Джованнины, уверенно сидящей в дамском седле, находится в центре внимания художника, который покорен ее царственным величием, умением управиться с норовистым конем, который не может прийти в себя после прогулки и встает на дыбы. Вороной атласный конь и белая пышная воздушная юбка модели, которая ложится изящными складками, контрастны. Нежен и смел колорит одежды Джованнины и Амалиции, которая на балкончике с восхищением встречает грациозную всадницу.Весь мир прекрасен под кистью мастера. Маленькая Амалиция призвана оттенить уверенность управления конем и спокойствие сестры. Амалиция смотрит на великолепную амазонку доверчиво, нежно, изумленно. Две маленькие собачки также встречают юную прелестную всадницу. На мохнатом песике ошейник с надписью «Самойлова», написанной латиницей. Очарование юности, ее отважную нежность и уверенность видим мы на этом портрете. Невозможно не поместить рядом портрет заказщицы Ю. Самойловой, которая всегда вдохновляла живописца.
Он поразителен и достоин наивысших похвал мастерства Брюллова.Историческая картина
Параллельно с созданием портретов, акварелей, небольших итальянских пейзажей Брюллов Карл, произведения которого сочетали в себе элементы классицизма, реализма и барокко, задумывает еще в 1827 году большое, грандиозное историческое полотно и в 1830 году приступает к его выполнению. Дело в том, художник посетил раскопки в Помпее. Он был ошеломлен той степенью, в которой сохранились остатки древнего города. Помпеи были живы, не хватало только торговцев в лавках, жителей, которые ходят по своим делам по улицам, отдыхают дома или сидят в кабачках.
Замысел картины «Последний день Помпеи» Брюллов Карл вынашивал три года. В это время он много читал письма очевидцев. Эстетика романтизма, которой теперь был наполнен художник, требовала достоверности. В некоторой степени на него повлияла и дружба с композитором Паччини, который написал оперу «Последний день Помпеи». Брюллов Карл слышал ее, и она тоже представила ему пищу для размышлений и фантазии. Кроме того, он, обожествлявший Рафаэля, вдохновлялся его многофигурными фресками в Ватикане. Пластика его персонажей, ритмика организации движения и разнообразная жестикуляция – это школа Рафаэля. Однако колорит, который он будет использовать, живописец подчерпнет в богатстве цвета Тициана. Он вырабатывает особый женский тип – сильный, крепкий, страстный и необыкновенно красивый. Его музой была графиня Ю. Самойлова, чей облик на картине он напишет три раза.
День катастрофы
Величие рокового мига отражено на полотне. Страшен этот последний черно-алый день.
Он весь охвачен пламенем пожаров, сыплющимся черным пеплом, грохотом зданий, которые рушатся, криками о помощи несчастных мечущихся людей, которым их боги не послали защиты. Да сами их боги падают, не выдерживая гнева земли и разбушевавшегося вулкана. На переднем плане мать обнимает двух дочерей и с ужасом видит, что защиты больше ждать неоткуда. Боги их рухнули. Рядом сыновья несут престарелого отца, а юноша поддерживает упавшую невесту. Дальше испуганный конь совершенно не хочет слушать своего всадника. Все находится в бурном движении. Лишь художник спокоен. Он хочет навсегда запомнить эти краски и движения. Творец – свидетель, в памяти которого останется кровавый конец этой ночи.Фигуры просто скульптурны. Еще никто не верит, что это их последние роковые минуты. Но всеблагие боги призвали их на это высокое, жуткое зрелище. Люди выпьют полную чашу страданий, которые им послали. Брюллов облек в классическую форму переживания, которые испытывают люди на картине. Все оттенки их чувств, которые выразил художник – это уже чистый романтизм.
Успех в Италии был необычайно велик. А Париж не оценил этого произведения, но Россия с триумфом встретила это полотно. На него откликнулись и А. Пушкин и Е. Баратынский. Гоголь, Жуковский, Лермонтов, Белинский, Кюхельбекер – все высоко оценивают это произведение. И на выставку пошел народ – горожане, мастеровые, ремесленники, купцы. А император Николай I на личной аудиенции, которая состоится позже, увенчает голову живописца венком из лавра.
Возвращение на родину
После создания величественного полотна по требованию императора Николая I художник Карл Брюллов, посетив Грецию, Константинопль и Москву, вернулся в Петербург. Но дорогой он заболел, и возвращение растянулась почти на три года. В пути живописец много работал. Так он написал в 1835 году портрет вице-адмирала В.А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.
Брюллов умел чувствовать характер своих моделей. Сейчас он интуитивно выбрал героическую личность. Так или иначе, в Москве он уже был в 1835 году. Там состоялось его личное знакомство с А.С. Пушкиным и В.А. Тропининым, нашим выдающимся портретистом, который вышел из крепостных. Два художника оценили таланты друг друга и крепко подружились.В Петербурге (1836 – 1849)
В это время он преподавал в Академии и писал много портретов. Нам по его работам знакомы Н.В. Кукольник, В.А. Жуковский, И.А. Крылов – это все современники Карла Брюллова. Их портреты напишет художник. Сделает иллюстрацию к "Светлане" В.А. Жуковского. Больших исторических полотен не создаст больше Брюллов Карл. Произведения и достижения последнего периода жизни лежат в области портрета. Нестор Кукольник – человек, которого художник любил и считал своим близким другом, даже на портрете проявит свои не лучшие качества, так глубоко художник сумеет заглянуть в его внутренний мир.
Его модель соткана из противоречивости и рефлексий. Романтик Брюллов перенес на полотно атмосферу сомнений и разочарований – дух времени. Жизнеутверждающего праздничного Брюллова не стало. На портрете мы видим то, что сложно передать словами, это противоречивость, которая заложена в самом характере Кукольника. В нем и застенчивость, и развязность, и некоторый цинизм. Модель смотрит прямо на зрителя, но фигура согнута под тяжестью безвременья. От жизни его отгораживает стена. Композиция спокойна, лишь играющий рефлексами свет вносит динамику и напряженность.Женитьба
В 1838 году Карл Павлович Брюллов познакомился и через год женился на Эмилии Тимм. Уже через месяц совместная жизнь супругов оказалась невозможной. Последовал длительный бракоразводный процесс. Карл Брюллов, биография которого так резко колебалась, был отвергнут обществом. Утешением для него стала встреча с Юлией Самойловой, которая приехала из Италии по делам, связанным с наследством. Для себя он пишет ее парадный портрет.
И вновь он видит идеал Женщины, достойной места на пьедестале. Карл Павлович Брюллов вновь, оживая, воспевает прекрасного человека. Мощь духа графини проявляется и во внешней монументальности колонн и драпировок, самой литой фигуры Самойловой, которая предстает перед зрителем, как прекрасная античная скульптура. Художник вновь видит перед собой красоту и духовную силу. В мире маскарада Самойлова сбросила маску и явила миру свободную личность.Карл Брюллов: автопортрет (1848)
Работая над росписями Исаакиевского собора, который еще строился, Брюллов тяжело заболел. Он получил ревматизм, который дал осложнения на сердце. Ему был предписан постельный режим и полный покой. Общение сократилось до минимума – его посещали только врачи.
И вот уже немолодой художник, ему скоро пятьдесят, после болезни, когда он отлежал в одиночестве более полугода, смотрит на себя в зеркало с горьким разочарованием. Он слаб, об этом говорит его расслабленная поза, рука, на которой вздулись вены, висит недвижимо. Но покоя здесь нет. На картине подводится итог жизни. Брови сведены, складки и морщины между ними показывают обостренную работу мысли. Политические изменения, которые затронули страну, им пропущены, и художник, как думается ему, идет не по той дороге. Он безгранично устал, этот благородный и возвышенный человек. Высока сила его духа, которую он вынужден смирять. Все разочарования отражены в автопортрете. Он видел в зеркале не только себя, но все свое поколение.Творчество Карла Брюллова
Последние годы жизни (1849 – 1852) по рекомендациям врачей Брюллов проведет за границей. Он лечится на острове Мадейра, затем переезжает в Италию. Он живет в семье соратника Гарибальди. Идеи борьбы за свободу подхвачены художником. Он снова, несмотря на сердечную недостаточность, много работает. Академические каноны отодвигаются в сторону. Воодушевление, которое охватило страну, проявляется в портрете Джульетты Титтони, которая изображена в латах. Это итальянская Жанна Д´Арк.
Художник создает галерею образов борющейся Италии. К нему вернулась вера в себя и свои силы. Но он не может знать, как мало ему отпущено времени. Пройдя длинный путь увлечения академизмом в юности, перейдя к романтическому восприятию мира и радостному воспеванию Красоты, а в поздние годы приблизившись к реализму, Карл Брюллов, кратко говоря, сделав для русского искусства необычайно много, особенно в области портрета, не успел раскрыть весь свой творческий потенциал.
Ему отказало сердце, и он скончался ночью в удушье. Русский гений похоронен в Италии, в маленьком местечке под Римом, на протестантском кладбище. В этот 1852 год Россия потеряла В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, лучшего ученика Брюллова П. Федотова.
По мере возможности в статье дано описание картин Карла Брюллова. Его творения говорят с нами ярким доступным языком. Войдите в мир, созданный живописцем, и вас заворожит любовь и красота, которую прославлял мастер.