Илья Авербах, советский кинорежиссёр: биография, личная жизнь, фильмы

Илья Авербах — советский кинорежиссёр, сценарист и оператор. В его личности сконцентрировались все типичные черты ленинградского интеллигента: человеческая и творческая честность, нравственный стоицизм, трепетное и альтруистическое отношение к своей профессии. Он принадлежал к тем людям, для которых истина и правда стоили дороже всяких материальных ценностей.

Илья Авербах

Биография Ильи Авербаха

Авербах Илья Александрович родился в Ленинграде в 1934 году. Его родители были выходцами из дворян. Мать — Ксения Куракина — актриса, отец — Александр Авербах — экономист. Оба вращались в интеллигентских кругах, театральные, музыкальные, литературные связи поддерживались ими на протяжении всей жизни. Илья рос в художественной атмосфере, стремление к прекрасному прививалось ему с ранних лет.

Несмотря на явные творческие наклонности, по воле отца Илья Александрович поступил в Первый Ленинградский медицинский институт. Учение давалось ему довольно легко благодаря отличной памяти и цепкому уму, однако всё больше он чувствовал, что медицина не лежит в сфере его интересов. Сравнения с Чеховым, Булгаковым, которые тоже были врачами по образованию, помогали недолго.

После окончания института, в 1958 году, Авербах был направлен по распределению в посёлок Шексна. Здесь он испил полную чашу неустроенного деревенского быта: комната с шестью кроватями, одной тумбочкой, одним стулом, удобства во дворе и вода из колодца.

Поиски себя

Отработав положенные три года, Авербах принял решение полностью уйти из медицины. Начались трудные годы, в течение которых он пытался писать стихи, рассказы, сценарии к телевизионным передачам. Его жена Эйба Норкуте вспоминала, что в этот период у Авербаха часто случались приступы уныния и отчаяния. Содержать семью получалось плохо, к тому же Шексна не располагала к оптимизму. Наконец кто-то из друзей сообщил, что в Москве открываются Высшие сценарные курсы. В требованиях к поступающим был только один пункт — наличие опубликованных работ. За короткий срок Илья Авербах напечатал несколько репортажей и одну статью. В 1964 году он поступил на эти курсы в мастерскую Е. Габриловича.

Чужие письма

Первые шаги в кино

Почти сразу после окончания Высших курсов сценаристов при Госкино СССР, в 1967 году, на экраны вышел фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина». Он состоял из трёх новелл, две из которых - «Аут» и «Папаня» - снял Илья Авербах. В картине повествуется о старшекласснике Валентине Кузяеве по позвищу Кузя, которому предложили принять участие в передаче «Кем я хочу стать». Бдительная критика резко негативно оценила фильм, усмотрев в нём клевету на советскую молодёжь, главный герой был заклеймён как карикатура на современного молодого человека, а режиссёр обвинён в попытке очернить действительность.

Успех

Первый полнометражный фильм был снят Авербахом по собственному сценарию. «Степень риска» - это работа уже совершенно зрелого мастера, уверенно распоряжающегося материалом. Великолепен и актёрский состав: Б. Ливанов в роли главного героя хирурга Седова, И. Смоктуновский в роли математика Кириллова, его пациента. Драматизм сюжетной линии строится на противостоянии двух этих абсолютно разных людей — философа и циника. Седов, облечённый неограниченной властью над людьми благодаря своей профессии, вынужден каждый день принимать жизненно важные решения и не имеет права на ошибку. Он сосредоточен и не склонен к лишним философствованиям. Кириллов, серьёзно больной и знающий об этом, не доверяет медицине, задаёт каверзные вопросы и ставит под сомнение возможности врачей.

Илья Авербах. Причина смерти

На этот раз критика благосклонно восприняла фильм, отметив невероятное мастерство, которое продемонстрировал Илья Авербах. Режиссёр, однако, результатом был недоволен. Позже он говорил, что в фильме медицина получилась, а философия — нет. Тем не менее «Степень риска» получила в 1969 году Большой приз по разделу художественных фильмов на Международном фестивале фильмов, посвящённых деятельности Красного Креста.

«Монолог» и «Фантазии Фарятьева» (Илья Авербах): фильмы, которые заставляют задуматься

В фильмографии Авербаха всего семь художественных фильмов, наверное, поэтому каждый из них оставил в памяти зрителей неизгладимый след. Один из таких - «Монолог» по сценарию Е. Габриловича, который вышел в 1972 году. В центре сюжета — взаимоотношения известного учёного и академика Никодима Сретенского и его дочери. Оставив пост директора института, он сталкивается со своими домашними лицом к лицу. Выясняется, что, несмотря на взаимную любовь, некоторые черты они друг в друге не могут переносить. Нетерпимость рождает многочисленные конфликты, приводящие к отчуждению. В этом фильме сыграли Марина Неёлова, Станислав Любшин, Маргарита Терехова, Михаил Глузский. В 1973 году картина участвовала в Канском фестивале, получила Почётный диплом международного кинофестиваля в Джорджтауне.

Илья Авербах, режиссёр

«Фантазии Фарятьева» - это, безусловно, лучший фильм Ильи Авербаха. Одна из рецензий на эту картину называется «Услышь чужую боль». Это название — квинтэссенция не только смысла фильма, но и всего творчества Авербаха. Александра, или Шура (Марина Неёлова), — учительница музыки, живёт с матерью и не может найти с ней общий язык. Здесь снова звучит тема невозможности взаимопонимания между близкими людьми. Шура безнадёжно влюблена в подлеца Бедхудова, который никак не может составить её счастье, потому что сам не способен на глубокие чувства. Когда в семье Шуры появляется Фарятьев, мечтатель, идеалист, говорящий о каких-то несуществующих вещах как о чём-то само собой разумеющемся, в жизни главных героинь намечается некий перелом. Им открывается новый мир, они получают возможность заглянуть туда, где гармония и любовь являются определяющими величинами. Роль Фарятьева исполнил Андрей Миронов. Неожиданно видеть весельчака и балагура, с которым ассоциируется песенка про бабочку, в образе некрасивого, застенчивого мечтателя. Однако актёр прекрасно справился с такой драматической и сложной ролью.

Авербах Илья Александрович

«Чужие письма» (1979)

Этот фильм вызывает ассоциации с картиной «Доживём до понедельника». Здесь речь идёт о взаимоотношениях молодой учительницы и её ученицы. Вера Ивановна (И. Купченко) считает, что должна принимать активное участие в нравственном воспитании Зины Бегунковой (С. Смирнова). Однако реальность показывает, что её ученики — это настоящие варвары, для которых чужие чувства являются только поводом для смеха. Это оказывается шоком для учительницы, смыслом своей работы видящей пестование лучшего в неокрепшем разуме. Она с ужасом понимает, что больше не любит своих подопечных. «Чужие письма» - это великолепная камерная драма с прекрасным актёрским составом и напряжённым действием.

Илья Авербах, фильмы

Болезнь и смерть

В 1985 году Авербах лёг в больницу. Ему предстояла операция на мочевом пузыре, как думали все его знакомые. Первое время он был бодр, шутил, интересовался шахматными матчами. Однако после первой операции полностью отгородился от всех друзей и знакомых. Никто из них не мог к нему прорваться. Вскоре выяснилось, что состоялась ещё одна операция. Два месяца боролся с болезнью Илья Авербах. Причина смерти, скорее всего, заключалась в том, что измождённое тело режиссёра не справилось с натиском заболевания. Он умер в своём родном Ленинграде 11 января 1986 года.

Авербах был дважды женат. Первая супруга - Эйба Норкуте (специалист по сценической иконографии), от которой у него есть дочь Мария, вторая - Наталья Рязанцева, сценарист. Во втором браке детей у режиссера не было.

Илья Авербах снимал фильмы, повествующие о личных драмах людей. В его творчестве нет места общим фразам, крикливым лозунгам и набившим оскомину тривиальным истинам. Его герои настойчиво пытаются найти общий язык с этим миром, часто оказывающимся глухим к их чувствам. В его картинах звучит сопереживающий этим драмам голос, они составляют золотой фонд не только русского, но и мирового кинематографа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.