Илья Авербах — советский кинорежиссёр, сценарист и оператор. В его личности сконцентрировались все типичные черты ленинградского интеллигента: человеческая и творческая честность, нравственный стоицизм, трепетное и альтруистическое отношение к своей профессии. Он принадлежал к тем людям, для которых истина и правда стоили дороже всяких материальных ценностей.
Биография Ильи Авербаха
Авербах Илья Александрович родился в Ленинграде в 1934 году. Его родители были выходцами из дворян. Мать — Ксения Куракина — актриса, отец — Александр Авербах — экономист. Оба вращались в интеллигентских кругах, театральные, музыкальные, литературные связи поддерживались ими на протяжении всей жизни. Илья рос в художественной атмосфере, стремление к прекрасному прививалось ему с ранних лет.
Несмотря на явные творческие наклонности, по воле отца Илья Александрович поступил в Первый Ленинградский медицинский институт. Учение давалось ему довольно легко благодаря отличной памяти и цепкому уму, однако всё больше он чувствовал, что медицина не лежит в сфере его интересов. Сравнения с Чеховым, Булгаковым, которые тоже были врачами по образованию, помогали недолго.
После окончания института, в 1958 году, Авербах был направлен по распределению в посёлок Шексна. Здесь он испил полную чашу неустроенного деревенского быта: комната с шестью кроватями, одной тумбочкой, одним стулом, удобства во дворе и вода из колодца.
Поиски себя
Отработав положенные три года, Авербах принял решение полностью уйти из медицины. Начались трудные годы, в течение которых он пытался писать стихи, рассказы, сценарии к телевизионным передачам. Его жена Эйба Норкуте вспоминала, что в этот период у Авербаха часто случались приступы уныния и отчаяния. Содержать семью получалось плохо, к тому же Шексна не располагала к оптимизму. Наконец кто-то из друзей сообщил, что в Москве открываются Высшие сценарные курсы. В требованиях к поступающим был только один пункт — наличие опубликованных работ. За короткий срок Илья Авербах напечатал несколько репортажей и одну статью. В 1964 году он поступил на эти курсы в мастерскую Е. Габриловича.
Первые шаги в кино
Почти сразу после окончания Высших курсов сценаристов при Госкино СССР, в 1967 году, на экраны вышел фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина». Он состоял из трёх новелл, две из которых - «Аут» и «Папаня» - снял Илья Авербах. В картине повествуется о старшекласснике Валентине Кузяеве по позвищу Кузя, которому предложили принять участие в передаче «Кем я хочу стать». Бдительная критика резко негативно оценила фильм, усмотрев в нём клевету на советскую молодёжь, главный герой был заклеймён как карикатура на современного молодого человека, а режиссёр обвинён в попытке очернить действительность.
Успех
Первый полнометражный фильм был снят Авербахом по собственному сценарию. «Степень риска» - это работа уже совершенно зрелого мастера, уверенно распоряжающегося материалом. Великолепен и актёрский состав: Б. Ливанов в роли главного героя хирурга Седова, И. Смоктуновский в роли математика Кириллова, его пациента. Драматизм сюжетной линии строится на противостоянии двух этих абсолютно разных людей — философа и циника. Седов, облечённый неограниченной властью над людьми благодаря своей профессии, вынужден каждый день принимать жизненно важные решения и не имеет права на ошибку. Он сосредоточен и не склонен к лишним философствованиям. Кириллов, серьёзно больной и знающий об этом, не доверяет медицине, задаёт каверзные вопросы и ставит под сомнение возможности врачей.
На этот раз критика благосклонно восприняла фильм, отметив невероятное мастерство, которое продемонстрировал Илья Авербах. Режиссёр, однако, результатом был недоволен. Позже он говорил, что в фильме медицина получилась, а философия — нет. Тем не менее «Степень риска» получила в 1969 году Большой приз по разделу художественных фильмов на Международном фестивале фильмов, посвящённых деятельности Красного Креста.
«Монолог» и «Фантазии Фарятьева» (Илья Авербах): фильмы, которые заставляют задуматься
В фильмографии Авербаха всего семь художественных фильмов, наверное, поэтому каждый из них оставил в памяти зрителей неизгладимый след. Один из таких - «Монолог» по сценарию Е. Габриловича, который вышел в 1972 году. В центре сюжета — взаимоотношения известного учёного и академика Никодима Сретенского и его дочери. Оставив пост директора института, он сталкивается со своими домашними лицом к лицу. Выясняется, что, несмотря на взаимную любовь, некоторые черты они друг в друге не могут переносить. Нетерпимость рождает многочисленные конфликты, приводящие к отчуждению. В этом фильме сыграли Марина Неёлова, Станислав Любшин, Маргарита Терехова, Михаил Глузский. В 1973 году картина участвовала в Канском фестивале, получила Почётный диплом международного кинофестиваля в Джорджтауне.
«Фантазии Фарятьева» - это, безусловно, лучший фильм Ильи Авербаха. Одна из рецензий на эту картину называется «Услышь чужую боль». Это название — квинтэссенция не только смысла фильма, но и всего творчества Авербаха. Александра, или Шура (Марина Неёлова), — учительница музыки, живёт с матерью и не может найти с ней общий язык. Здесь снова звучит тема невозможности взаимопонимания между близкими людьми. Шура безнадёжно влюблена в подлеца Бедхудова, который никак не может составить её счастье, потому что сам не способен на глубокие чувства. Когда в семье Шуры появляется Фарятьев, мечтатель, идеалист, говорящий о каких-то несуществующих вещах как о чём-то само собой разумеющемся, в жизни главных героинь намечается некий перелом. Им открывается новый мир, они получают возможность заглянуть туда, где гармония и любовь являются определяющими величинами. Роль Фарятьева исполнил Андрей Миронов. Неожиданно видеть весельчака и балагура, с которым ассоциируется песенка про бабочку, в образе некрасивого, застенчивого мечтателя. Однако актёр прекрасно справился с такой драматической и сложной ролью.
«Чужие письма» (1979)
Этот фильм вызывает ассоциации с картиной «Доживём до понедельника». Здесь речь идёт о взаимоотношениях молодой учительницы и её ученицы. Вера Ивановна (И. Купченко) считает, что должна принимать активное участие в нравственном воспитании Зины Бегунковой (С. Смирнова). Однако реальность показывает, что её ученики — это настоящие варвары, для которых чужие чувства являются только поводом для смеха. Это оказывается шоком для учительницы, смыслом своей работы видящей пестование лучшего в неокрепшем разуме. Она с ужасом понимает, что больше не любит своих подопечных. «Чужие письма» - это великолепная камерная драма с прекрасным актёрским составом и напряжённым действием.
Болезнь и смерть
В 1985 году Авербах лёг в больницу. Ему предстояла операция на мочевом пузыре, как думали все его знакомые. Первое время он был бодр, шутил, интересовался шахматными матчами. Однако после первой операции полностью отгородился от всех друзей и знакомых. Никто из них не мог к нему прорваться. Вскоре выяснилось, что состоялась ещё одна операция. Два месяца боролся с болезнью Илья Авербах. Причина смерти, скорее всего, заключалась в том, что измождённое тело режиссёра не справилось с натиском заболевания. Он умер в своём родном Ленинграде 11 января 1986 года.
Авербах был дважды женат. Первая супруга - Эйба Норкуте (специалист по сценической иконографии), от которой у него есть дочь Мария, вторая - Наталья Рязанцева, сценарист. Во втором браке детей у режиссера не было.
Илья Авербах снимал фильмы, повествующие о личных драмах людей. В его творчестве нет места общим фразам, крикливым лозунгам и набившим оскомину тривиальным истинам. Его герои настойчиво пытаются найти общий язык с этим миром, часто оказывающимся глухим к их чувствам. В его картинах звучит сопереживающий этим драмам голос, они составляют золотой фонд не только русского, но и мирового кинематографа.