Внутренний мир человека, его переживания и противоречия всегда сопряжены с миром внешним. Они не могут постоянно находиться запертыми, а находят всевозможные пути выхода, сигнализируя о себе в привычках, поведении и творческих поисках. Так, например, детские рисунки часто рассказывают больше психологам, чем простое общение с ребенком. Они способны извлечь информацию из самых потайных уголков детской души и на ранней стадии выявить серьезные психические проблемы. Отталкиваясь от этих принципов взаимодействия души и окружающего мира, была создана рисуночная методика "Человек под дождем". Применительно к детям она способна рассказать, как реагирует ребенок на стресс, способен ли он преодолевать жизненные трудности, каковы его защитные функции в опасных ситуациях. В чем же заключается суть методики и по каким параметрам формируются выводы?
Описание методики
Одной из версий психологического теста "Рисунок человека" является методика "Человек под дождем". Описание ее довольно просто. Испытуемого просят нарисовать соответствующую картинку, где дождь ассоциируется со стрессом, а нарисованный человек - с образом самого автора. В зависимости от того, какие действия выполняет этот человечек и что окружает его, можно сказать, какие модели поведения и эмоции проживает ребенок в некомфортной для него ситуации. Пытается ли он ее преодолеть или, наоборот, пасует, пытается всячески обойти, убежать...
Практическое применение методики
Методика "Человек под дождем" применительна к людям любого возраста, но наибольшей популярности и результативности она достигла в исследованиях школьной адаптации. Так, для многих педагогов и психологов одной из главных целей является изучение взаимодействия первоклассников и помощь им в быстром освоении в новом коллективе. Нужно помочь детям побороть страхи и комплексы, справиться со стрессовыми ситуациями вне школы, чтобы они в дальнейшем не препятствовали учебному процессу. Чтобы достичь этого, необходимо выбрать правильное средство. Оно должно быстро и четко охватывать весь поток первоклассников и давать обширные сведения для составления корректной психологической картины.
Проективная методика "Человек под дождем" - самая точная и выверенная система оценки характера и волевых качеств ребенка. Она поможет в сжатые сроки провести диагностику и дать специалисту нужные сведения. Авторами этого рисуночного метода являются Е. С. Романова и Т. И. Сытько. Они исходили из того, что личные ресурсы и защитные механизмы человека более четко и полно проявляются, когда он сталкивается с неблагоприятной ситуацией - в данном случае дождем. Дети особенно остро и чутко воспринимают окружающий мир, поэтому изображение природного явления и встречи человека с ним может дать очень эмоциональный и глубокий ответ на вопросы социальной адаптации и поможет сформировать корректное решение в устранении психологических блоков, страхов и комплексов.
Основные положения
Методика "Человек под дождем" для детей в своем классическом варианте реализуется в два этапа. Сначала предлагается нарисовать просто человека, затем добавляется условие - дождь. Таким образом, психолог получает от ребенка два рисунка. Разница иногда просто поражает. Изменяется не только эмоциональный фон за счет пейзажа, но и само изображение человека, использование красок. Также специалистами выявлена разница между рисунками девочек и мальчиков, что говорит о гендерных особенностях социальной адаптации. В целом выделяют несколько ключевых положений или параметров, на которых строится методика "Человек под дождем". Анализ рисунков происходит именно по размеру рисунка и фигуры человека, его действиям, возрасту и полу, цветовой палитре, а также по пейзажу и дополнительным предметам.
Размер рисунка
В этой категории происходит соотнесение человеческой фигуры с негативными атрибутами (каплями дождя, лужами, тучами, молниями). Обилие и нестандартные размеры последних говорят о неспособности принимать стрессовые ситуации и пытаться их быстро разрешить. Обратная ситуация в дополнении с аккуратностью рисунка, его эстетикой указывает на достаточный личный ресурс, который позволяет ребенку легко адаптироваться к непривычной обстановке.
Размер фигуры
Немалый акцент при анализе падает и на размер человеческой фигуры. Маленький размер говорит о некотором бессилии и необходимости в поддержке. Показателем потери опоры (почвы под ногами) может служить и слишком большой размер фигуры "человека под дождем", когда она увеличена настолько, что на лист бумаги помещен только корпус, ноги остаются "за пределами рисунка".
Уделяется внимание и расположению самой фигуры относительно центра картинки. Потеря его и смещение говорят о внутреннем дискомфорте ребенка, утрате внутреннего стержня или "центра", которые возникли вследствие неблагоприятных ситуаций. К ним относится та же адаптация к новым условиям и обстановке.
Действие человека
Каждая деталь в детском рисунке дает ответ на ряд вопросов, которые ставят специалисты и проективная методика "Человек под дождем". Интерпретация действий или бездействий главного персонажа говорит о готовности преодолевать трудности или пасовать перед ними. Однако характер действий может быть различен. Человек может стоять, спокойно гулять, спасаться бегством, прыгать и радоваться, сидеть или лежать в луже. Каждый вариант, как правило, напрямую соотносится с реальным поведением ребенка при неблагоприятных факторах.
Пол и возраст
На готовность принимать решения указывает и пол фигуры. Многочисленные исследования доказали, что мальчики не всегда рисуют мужскую фигуру, а девочки - женскую. В данном случае пол символизирует модель поведения при разрешении стрессовой ситуации, а именно: мужскую и женскую. Первая характеризуется решительностью, ответственностью, активными действиями в поиске выхода. Женской модели поведения свойственны пассивность, ранимость, доминирование интуиции. "Смена пола" человека в рисунке - это четкий указатель на изменение стиля поведения, реагирования.
Нередко в детских работах происходит и смена возраста главного персонажа. Понятно, что изображаемый человек - это прямая проекция автора рисунка. Поэтому возраст в данном случае может интерпретироваться как уровень качеств, помогающих ребенку принимать решения. Так, изображение взрослого человека может свидетельствовать о рассудительности, даже некой мудрости в сложных ситуациях либо говорит о потребности в опоре, поддержке со стороны взрослых. Изображение ребенка под дождем указывает на детское начало автора. Аналитическая справка методики "Человек под дождем" в этой ситуации дает оценку характеру автора по действиям нарисованной фигуры и общему настроению рисунка.
Цвет
Немаловажную роль отдает методика "Человек под дождем" и цветовой палитре детского рисунка. Обычно ребенок использует любимые цвета, поэтому могут быть изображены фиолетовые лужи, синий или розовый дождь. Сама человеческая фигура, как правило, такая же цветная и радужная. Однако при исследованиях встречались и контрастные рисунки, где дождь и тучи были окрашены в темный и мрачный цвет, а человек, наоборот, представлен светлыми или яркими тонами. Использование широкой палитры цвета и противопоставление человека природной стихии говорит о четком осознании ребенком стресса и себя в этой дискомфортной ситуации. Таким образом, цвет - это проявление бессознательного, показатель отношения автора к себе, дождю и ситуации.
Средства защиты
Дополнительные атрибуты на рисунке также попадают под психологическую оценку. Так, самыми предсказуемыми являются изображения зонта, плаща, капюшона, накидки. Человек, надевая на себя эти средства защиты, может спокойно продолжать заниматься привычными делами - это вполне естественно. Однако иногда, несмотря на зонт и другие элементы, дождь все равно проникает в пространство человека. Для специалиста это служит сигналом о том, что привычные защитные механизмы уже не работают, и необходим новый стиль поведения и реагирования на негативные воздействия извне. Существует и другой тип рисунка, когда он изображается в плаще или с зонтом, но при этом нет ни дождя, ни туч. С такой композицией довольно редко сталкивается методика "Человек под дождем". Интерпретация ее сводится к характеристике автора как человека сверхзащищенного, всегда готового к удару. Он вполне успешно преодолевает стресс, но при этом находится в постоянном напряжении. А стоит ли игра свеч? Именно этот вопрос предстоит решить ребенку вместе с психологом.
Пейзаж
Помимо самого дождя, на рисунках изображены тучи - причина дождя, и лужи - его следствие. Иногда из огромных туч сыплет мелкий дождик. Это значит, что негативные ожидания, страхи автора часто превосходят действительность. Лужи методика "Человек под дождем" интерпретирует как чрезмерную чувствительность ребенка, способность долго переживать по поводу неприятных факторов, "носить в себе осадок".
Однако встречаются и позитивные образы (например, радуга, проглядывающее солнце, цветы). Как правило, они указывают на ресурсы, способствующие благоприятной психологической адаптации. Негативные же символы, напротив, усугубляют стрессовую ситуацию и требуют вмешательства специалиста.
Эмоциональный фон рисунка (позитивный или негативный) строится из совокупности его параметров. Если фигура человека под дождем активна, нарисованы сопутствующие положительные символы, то у ребенка вполне достаточно личных ресурсов, чтобы противостоять стрессу. Если в рисунке доминируют негативные параметры, то ребенку предлагают устно составить рассказ к изображению. А уже из него можно получить информацию о возможностях противостоять неблагоприятным факторам.
Психологический комментарий
Проективная методика "Человек под дождем" - это занимательный и удивительно точный способ собрать необходимую информацию об эмоциональном состоянии ребенка, его потребностях, безопасности, защитных механизмах при стрессовых ситуациях. А также она способна показать уровень потребности в самоуважении, самореализации и личностном самосовершенствовании. Для психологов результаты рисуночного теста определяют степень работы над стилем детского поведения, реагирования на стресс. При выявлении проблем и психологических барьеров специалисты должны заняться корректным формированием осмысленного отношения ребенка к неблагоприятным воздействиям, понимания их причин и следствий.
Методика "Человек под дождем" для дошкольников - это уникальная возможность предугадать и предупредить психологические проблемы, подготовить детей к возможным ситуациям, тем самым сгладить резкие и негативные реакции.
Наблюдения
Наибольший интерес вызывают рисунки детей, которые воспитываются в интернатах. Ведь каждый из них уже имеет за плечами огромный багаж переживаний (развод или смерть родителей, их алкоголизм и лишение родительских прав и т. п.). Как правило, изображаемые фигуры беззащитны перед дождем, что является символической проекцией. Деформированное изображение, невозможность разобрать пол и возраст персонажа, нечеткость линий указывают на то, что травматические ситуации не позволяют быть устойчивым к воздействиям, меняют восприятие мира ребенка и образ его "Я".