Илорский храм, покровитель которого - Святой Георгий, является святыней, куда многие христиане приходят для того, чтобы наладить диалог с Богом. Он считается образчиком архитектуры Грузии 11-го столетия. Находится в селе Илор, недалеко от Очамчыры.
Описание
Илорский храм состоит из церкви, а также подсобных помещений. Здание выстроено из белого камня. Зал один, внутренний алтарь исполнен в форме полукружия. Также есть перекрытие из каменного арочного свода, опорами для которого служат пилястры.
Есть три входа, через которые можно попасть в сердце церкви: на севере, юге и западе. Там же расположены приделы, их строили в разное время. На стенах внутри есть средневековая роспись, элементы ее относятся к чеканному искусству. Кладка стен снаружи содержит плиты, на которых есть изображения креста. Внутреннее убранство здесь всегда было богатым и впечатляющим. Вокруг территории имеется ограда из булыжников. Колокольня возвышается над воротами.История
Это значимый для западной Грузии архитектурный объект. Постройка довольно старая. Здесь проводили многочисленные реконструкции и реставрации.
Например, в 17-м веке Илорский храм (Абхазия) восстанавливал мегрельский князь Леван II из рода Дадиани. В 19-м же столетии реконструкционные работы проводили владельцы княжества мегрельского в Одиши.
Данный объект многие исследователи, а также миссионеры описывают как постройку, лишенную купола, небольшую, однако довольно хорошо и богато украшенную. Так утверждал историк Вахушти Багратиони, чьи труды дошли к нам еще из 18-го века.
Также Илорский храм упоминается в работах многих других исследователей, таких как Шарден, де Монпере, Броссе, Павлинов, Бакридзе и прочие. В 20-м столетии здешнюю архитектуру изучал искусствовед из Абхазии Кация. На тему данного вопроса составлена его диссертация как кандидата наук, а также монография. Он утверждал, что данный объект – не что иное, как образец зодчества, характерного для Грузии в 11-м веке.
Необъяснимое
Каждому, кто с трепетом относится к вере и произведениям архитектурного искусства, наверняка понравятся Абхазия, Илорский храм. Отец Сергий, служащий здесь священник, прославился тем, что ему приписывают способность изгнать из человека беса. Это одна из многих причин, из-за которой люди так часто и массово приезжают сюда.
Порой люди, потерявшие всякую веру в исцеление родного человека, направляются именно в Илорский храм. Отец Сергий зачастую бывает единственным, на кого они могут возложить надежду, и он оправдывает ее. Бывали случаи, когда удавалось излечить душевные недуги самой тяжкой степени. Также это место любят навещать паломники, селящиеся неподалеку от церкви, в сельских домах. Они берут на себя всевозможные храмные работы.
Особенности
Внутренние правила храма довольно строги. Например, здесь запрещается делать фото и снимать видео. Женщины могут заходить только с покрытой головой и в юбке. Для мужчин не допускаются шорты и кепки.
Раньше здесь хранили искусно исполненные литургические сосуды, непрестольную золотую чашу, которую царь Баграт III пожертвовал церкви. Множество интересных и необычных вещей рассказывают про Илорский храм. Мироточащие иконы – одно из таких отличительных чудес, являющееся даром Левана Дадиани. Теперь их не очень часто выставляют на всеобщее обозрение. Считается, что лики святых таким образом плачут. Когда видишь подобное, впечатление создается поистине сильное.
Лики святых
Два изображения здесь выкованы из серебра. Клятва, которую приносили пред ними, считалась нерушимой и имела священное значение. В народе говорили, будто при измене ей клятвопреступник получит тяжелое и суровое наказание. Слава о ликах святых распространилась по всей стране.
Благодаря таким необычным особенностям стал столь популярным пунктом Илорский храм (Абхазия). Мироточащие иконы и потрясающая архитектура привлекают сюда большие потоки туристов.
Также здесь есть изображение великомученика по имени Евстафий Апсильский. Он правил Апсилией в 738-м. Его пленил арабский воевода Сулейман ибн-Исам. В г. Харане его настигли мученические страдания. Сейчас можно услышать разговоры о чудесах исцеления, происходящих у мощей святого.
Интересным является то, что о церкви Св. Георгия широко знают далеко за пределами Абхазии. Сюда приезжают путешественники и паломники, верящие, что просьба, обращенная здесь к Богу, обязательно воплотится в реальность.
Имеются многочисленные заметки о том, как протекала жизнь в храме. Например, в 17-м столетии здесь побывали путники из Италии, которые утверждали, что тут проводились разнообразные крупные ярмарки, на которые люди приезжали из различных областей запада Кавказа.
Политический аспект
В государстве много раз поднимался вопрос о том, что культурные и исторические ценности должны находиться под особой защитой. Илорский храм – одна из них. Осложнения в данном вопросе сопряжены с тем, что у Грузии нет контроля над Абхазией, и, по сути, она не может диктовать ее властям свои правила.
В последние годы много раз проводилась реставрация. Однако не всегда результат был положительным. Например, между абхазскими и грузинскими властями в 2010-м вспыхнул серьезный конфликт. Причиной его было то, что в Грузии полагали, будто после проведенных работ пострадала аутентичность памятника истории и архитектуры. Традиционные и своеобразные черты стерты с фасада здания, нынешнее исполнение напоминает сугубо русскую манеру.
Было опубликовано заявление грузинского Министерства иностранных дел, в котором проделанную работу назвали вандализмом. Там же содержался призыв к остановке подобных действий, чтобы сохранить по крайней мере драгоценные исторические черты, оставшиеся на территории, когда-то принадлежавшей Грузии.
Изменения
В ходе реставрационных работ появился купол, которого никогда не было. Данная черта считается свойственной русской церковной архитектуре. Кроме того, цвет фасада стал белым, восточную стену оштукатурили. Раньше там были надписи на грузинском языке, в них говорилось об истории здания.
Арки перекрасили в красный, добавили рельефные детали, никак не вяжущиеся с национальным архитектурным стилем. Находившаяся ранее внутри храма фреска забелена.
Абхазские власти не отрицают того, что внесли изменения во внешний и внутренний облик храма, однако с тем, что грузины называют вандализмом, не согласны. В 2011-м году проводилась встреча между правительствами Грузии и Абхазии, на которой обсуждали вопрос участия Грузии в жизни Илорского храма. Однако ответом на данное предложение был отказ.В любом случае, кто бы ни распоряжался святыней, хотелось бы, чтобы облик и содержание оставались в максимальной близости к исторической достоверности.