Кондратьева Марина Викторовна, прима-балерина Большого театра: биография, творчество

Кондратьева Марина Викторовна – прима-балерина Большого театра, народная артистка РСФСР, а затем и СССР, известный балетмейстер, а также лауреат I степени на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Варшаве.

Кондратьева Марина

Семья

Достоверных сведений о том, кем была и чем жила мать балерины, до сих пор нет, однако имя отца ее и по сей день многим известно. Виктор Николаевич Кондратьев был выдающимся советским физиком-химиком, который внёс огромный вклад в развитие разделов двух интегрирующих наук. Этот человек, всю свою жизнь посвятивший науке, профессор и доктор наук, сумел воспитать в дочери внутренний стержень, без которого ни в жизни, ни тем более в балете, никак нельзя было продержаться.

Кондратьева Марина Викторовна

Детство

Кондратьева Марина Викторовна родилась 1 февраля в 1934 году в городе Ленинграде, который ныне именуется Санкт-Петербургом. С ранних лет Марина проявляла незаурядные способности в танцах: девочка была подвижной, её движения были полны красоты и изящества. Многие знакомые её отца-академика советовали отдать дочку в балетную школу, и лишь один Николай Семёнов, тоже академик и близкий Кондратьева, практически за руку отвёл девочку в её будущее место обучения. Но в тот момент, когда они переступили порог училища, судьба сыграла злую шутку: набор девочек был закрыт. Но как же тогда появилась столь потрясающая балерина, а не ещё один учёный? Женщина, работающая в училище администратором, видя разбитое состояние Марины, решилась помочь: Семёнову она дала адрес и телефон одного ленинградского балетмейстера. И вот Агриппина Ваганова (тот самый балетмейстер) чисто с профессиональной точки зрения произнесла то, что навсегда изменило судьбу маленькой девочки: «Ты должна танцевать».

Начало обучения

Отец девочки не сильно сопротивлялся решению, и вот, юная Марина Кондратьева по рекомендации Вагановой поступает в Московское хореографическое училище. Первое время учёбы даётся не слишком легко, однако страсть и жажда танца всегда выходили на первый план перед любыми трудностями. Очень скоро девушка привыкает, свыкается не только со сложными графиками и нещадными тренировками – она свыкается с мыслью о том, что может стать ничем не хуже самых известных и неповторимых в своём роде ведущих балерин не только Большого, но и множества других мировых театров. Старания будущей балерины не проходят зря: в 1952 году Марина блестяще оканчивает училище под руководством Галины Петровой и вслед за этим попадает в труппу танцоров Большого театра.

Жизель балет

Первые успехи

Большой театр становится настоящим домом для Кондратьевой не только на момент начала её обучения, но и на всю будущую карьеру. В те годы в спектаклях и на сцене сияли легендарные Плисецкая, Стручкова, Лепешинская – женщины, чьё имя уже вошло в историю русского балета. Они были теперь прямо перед глазами у начинающей балерины. Она могла видеть их мастерство, перенимать его, слушать советы и, конечно, совершенствоваться.

В Большом театре её наставницей была Марина Семёнова – известная артистка балета, которая уже завоевала мировое признание, выступая во всех крупных театрах страны. Семёнова не только дала юной Марине старт на выработку собственной техники, но именно она подготовила Кондратьеву для её будущей профессии – педагог-репетитор.

Дебютом начинающей балерины стала роль Золушки из балетного спектакля Р. Захарова, и снова, стоило ей только начать, как роли посыпались на изящные плечи, как снег. После Золушки была сыграна Маша из «Щелкунчика», ещё одна принцесса по имени Аврора из «Спящей Красавицы» и даже роль Шекспировской Джульетты, которая была передана со всею полнотой чувств, которые только возможно изложить в танце.

Марина Кондратьева балерина

Дуэты

За свою танцевальную карьеру Кондратьева Марина Викторовна танцевала с множеством, как и она, вошедших в историю партнёров. Это были и Михаил Лавровский, и Юрий Владимиров, и Владимир Тихонов, однако самый запоминающийся дуэт вышел у балерины с Марисом Лиепой – литовским и советским солистом балета, спектакли которого всегда были запоминающимися и атмосферными, благодаря его неповторимой, «огненной» и порывистой технике танца.

С ним Кондратьева станцевала одну из самых потрясающих своих ролей – Жизель в одноимённом балете А. Адана под редакцией Л. М. Лавровского.

артистка балета

Педагогическая деятельность

Уже в 1980 году Кондратьева Марина оканчивает Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС).

Преподавание давалось Кондратьевой удивительно легко: женщина без труда находила общий язык с начинающими балеринами, какой и она была в своё время. С помощью В. Ю. Васильева и Н. Д. Касаткиной её первый преподавательский опыт состоялся в ансамбле под названием "Московский классический балет", а дальше с уверенной грацией Марина с лёгкостью управлялась и с танцорами родного Московского хореографического училища. с 1990 по 2000 год она становится профессором училища, а ещё через некоторое время женщина, наконец, становится педагогом-репетитором в Большом театре.

За свою преподавательскую деятельность балетмейстер учила Маргариту Перкун-Бебезичи, Елену Князькину, Веру Тимашову, работала с балеринами и артистами балета студии Григоровича, одного из самых знаменитых балетмейстеров и хореографов страны, а также со многими другими девушками, которые благодаря чуткому руководству своей наставницы теперь стали достойной заменой Золотому поколению русского балета 60-х годов.

В наши годы Кондратьева является руководителем известных Надежды Грачёвой и Натальи Осиповой, каждая из которых – прима-балерина Большого театра.
С 1988 года Марина Викторовна Кондратьева начинает карьеру в новой для себя сфере – балетмейстер-постановщик, что ей снова блистательно удаётся.

прима балерина большого

Самовыражение на сцене и в лучших своих ролях

Миру высокого балета Кондратьева запомнилась благодаря своей неповторимой технике. Она не вводила новые стили или движения, как делала это Плисецкая, однако её манера исполнения была настолько лёгкой, что, казалось, танцует она не по сцене, а прямо в воздухе. Её удивительная порывистость движений дала возможность идеально обыграть многих персонажей, где вершина её мастерства пала на «Жизель» — балет, в котором главная героиня должна порхать, словно бестелесное видение, едва касаясь пола ногами. Движения балерины обязаны были быть изящными, но быстрыми, она должна была стремительно нестись выражая свои чувства, но в то же время звук её шагов должен быть поглощён тишиной. Всё это невероятно точно удалось передать Кондратьевой.

Раз за разом теперь она исполняла партию Жизель - балет с каждым разом выходил всё лучше и лучше, а мастерство великолепной балерины выглядело всё более отточенным. Блистая в этом образе, Марина Кондратьева добилась звания одной из лучших Жизелей XX века.

Марина Кондратьева - балерина, ставшая живым воплощением романтического балета в лучших его традициях. Стремительная, грациозная, невесомая – она была призрачным образом, который завораживал не только зрителей, но и повидавших многое балетмейстеров и всю труппу в целом.

В балете «Паганини» девушка вновь исполнила роль, которая выходила у неё лучше всего – роль Музы, появляющейся из ниоткуда и дарящей вдохновение и надежду.

балетный педагог

Деятельность в настоящее время

Не стоит удивляться, узнав, что в настоящее время Кондратьева всё ещё преподаёт. Тот, кто хоть раз связал свою душу с балетом, всегда будет возвращаться к нему. Великолепной балерине, уже хореографу и балетмейстеру Большого театра сейчас 82 года, однако это не мешает ей готовить для сцены всё новые и новые таланты. В числе её учениц сейчас числятся Анна Окунева, Ольга Смирнова, Нина Бирюкова и многие другие девушки, которые никогда не пожалеют о выборе наставницы.

балетный педагог

3 года назад Кондратьева стала членом Художественного совета балетной труппы Большого театра, так что теперь она как балетный педагог имеет не только время, но и прямую возможность подготавливать юных балерин так, чтобы их сияние на сцене было ничуть не меньше, чем у той же Плисецкой или самой Кондратьевой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.